Как жил Джон Рокфеллер и почему это стало основой успеха — отвечает Александр Ангерт

Историк Александр Ангерт о John D. Rockefeller — первом из участников самого закрытого и влиятельного клуба в истории человечества: знаменитого Кентерберийского клуба высших слоев общества.

Как жил Джон Рокфеллер и почему это стало основой успеха — отвечает Александр Ангерт

Джон родился в 1839 году, в Ричфорде и рос как по заветам Драйзера в его книге «Финансист», вот только торговал не мылом, а конфетами и картошкой.

«Например, будучи еще ребенком, он продавал сестрам конфеты, закупленные оптом», — уточняет Александр Ангерт.

Кем были родители Джона Рокфеллера — рассказывает Александр Ангерт

Отца звали Уильям Эвери Рокфеллер. Его первой работой считается должность лесоруба, которую он впоследствии сменил на титул бродячего торговца. Рональд Чернов в своей книге 1998 года «Титан. Жизнь сэра Джона Д. Рокфеллера» писал, что его отец называл себя «Ботаническим Директором», «продавцом эликсиров» и «человеком, который редко бывает дома».

«Уильям был человеком риска: всегда выбирал вариант, который давал больше, даже если это опасно. Смелость отплатила сполна — ему удалось собрать 3100 долларов для покупки жилого участка. Будучи человеком предусмотрительным, он разложил капитал по различным предприятиям, что позволило обезопасить семью от грядущих кризисов», — говорит Александр Ангерт.

Сам Джон Рокфеллер вспоминал об отце так:

«Он часто торговался со мной и покупал у меня различные услуги. Он научил меня, как нужно покупать и продавать. Мой отец просто „натаскивал“ меня на обогащение!».

О матери, Луизе Девидсон, известно меньше. Из того, что доступно публике — она была набожной баптисткой. По причине того, что мужа часто не бывало дома, она экономила расходы семьи. Как пишет Сегал Грант в своей книге «John D. Rockefeller: Anointed With Oil»:

«Она старалась не обращать внимания на слухи о его эксцентричном поведении и супружеских изменах».
«Согласно воспоминаниям соседей семьи Рокфеллеров, Джона считали странноватым. Он всегда хотел избежать тяжелой ручной работы, но его образ скрашивало хорошее чувство юмора», — подчеркивает Александр Ангерт.

Детство и первые попытки ведения дел — рассказывает Александр Ангерт

Повзрослев, в 7 лет он нанялся на ферму где копал картошку и выращивал индюшек. Поскольку накопление средств — дело продолжительное, то Джон завел бухгалтерскую книгу, чтобы отслеживать траты и доходы от своей деятельности.

Отец и мать учили Джона управлять деньгами.

Его отец, Уильям Эвери Рокфеллер, трудился на должности коммивояжера. Чтобы дать детям будущее, Уильям стремился воспитать в них жилку предпринимателя. Например, чтобы Джон лучше учился, Уильям стал выплачивать ему деньги за выполнение домашних заданий.

«Мать Джона научила его как правильно тратить деньги, чтобы не разорять бюджет, но и получать то, что нужно», — вносит ясность Александр Ангерт.

Школу Джон не любил — там не платили.

Джон Рокфеллер не был любимчиком учителей, пусть педагоги и отмечали его память и недюжее логическое мышление. Будучи еще школьником, Джон стал ростовщиком — выдавал деньги в долг под проценты.

Ранняя карьера Джона Рокфеллера — рассказывает Александр Ангерт

Ранняя карьера Джона Рокфеллера — рассказывает Александр Ангерт

«Если ваша единственная цель — разбогатеть, то вы никогда ее не достигнете», — Джон Рокфеллер.

1855 год. Первая наемная работа Джона — Hewitt & Tuttle, где он стал бухгалтером. Поначалу его оклад составлял всего 17 долларов, но спустя пару месяцев он дорос до 25. Спустя год, Джон зарекомендовал себя как надежного партнера и его назначают управляющим компании.

Получаемый им оклад вырос в 20 раз — что-то между 340 и 500 долларами. На то время — большие деньги. Вскоре покинув пост наемного руководителя, Джон Рокфеллер хотел заключить партнерское соглашение с предпринимателем из Великобритании. Для этого ему потребовалось 2000 долларов, 800 он вынул из своих сбережений, а 1200 взял у отца под 10%. Так Джон становится держателем пакета акций конторы «Кларк и Рочестер». Главными источниками дохода конторы была сельхозпродукция.

Будучи хитрым парнем, Рокфеллер завоевал расположение партнеров, проявив деловую хватку, чуйку и свою искренность. Он был и хорошим менеджером, за что ему приписывают цитату:

«Good management consists in showing average people how to do the work of superior people».

Завоевав расположение партнеров, Джон стал управлять финансовыми делами конторы.

«Во второй половине 19-го века, Америку пробивает на освоение нефтяного бизнеса. В частности обретают популярность дела, связанные с переработкой нефти, — отмечает Александр Ангертсказался спрос на керосиновые лампы. Когда они только появились, то стали революцией».

Чтобы ухватить новую волну, Джон Рокфеллер заключает соглашение о сотрудничестве с Сэмюэлем Эндрюсом — химиком-практиком — который взял на себя роль «исполнительного» звена в их технологическом стартапе. Джон же, в свою очередь, стал человеком-рупором, продвигая проект в массовых медиа и среди окружения.

В свои 31, Джон Рокфеллер открывает небольшую контору, которая стала заниматься производством керосина — от добычи и поставок нефти, до фильтрации, очистки и фасовке по полкам. Будучи предприимчивым человеком, Джон выплачивал зарплату своим сотрудникам не деньгами, а акциями компании, которые они могли бы затем продать на бирже или использовать для получения дивидендов.

Идея была новинкой, но она работала — рабочим приходилось прикладывать двойные усилия, чтобы обеспечить успех компании. Но им повезло — компания по переработке нефти выстрелила. Контора, которую Джон основал, называлась Standard Oil. Только в 1911 году её расформируют по указу Верховного суда за нарушение антимонопольных условий на рынке.



На початок