Несмотря на отсутствие средств, работа над новым памятником чернобыльцам уже начата

14 декабря в Украине чествовали ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.

Именно к этой дате в Бердянске стараниями актива бердянской городской общественной организации «Союз «Чернобыль» в этом году на перекрестке Мелитопольского шоссе и ул. 50 лет СССР должен был появиться обновленный памятный знак жертвам Чернобыля, однако это событие пришлось перенести.

Памятник чернобыльцам установили в нашем городе пять лет назад, к 20-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС стараниями председателя общественной организации «Союз «Чернобыль» Татьяны Коваленко. Как рассказывает Татьяна Федоровна, желание увековечить память чернобыльцам пришло спонтанно. Что-то екнуло в груди, зажглось и загорелось, как у женщины, которая захотела родить ребенка. Но, самое интересное, идеей загорелась не только Коваленко, у мужчин-чернобыльцев тоже появилась мечта о памятнике. Была создана группа энтузиастов, которая и приступила к осуществлению задуманного. 

– Памятник должен был быть, потому что к тому моменту пришло время посмотреть на проблемы вдов, матерей, сирот чернобыльцев глазами души и сердца. Да и сам Чернобыль с годами превратился в ненужное воспоминание из прошлого, чего не хотелось бы, ведь память о тех событиях должна быть как назидание будущему, напоминанием того, что Чернобыля больше быть не должно, – говорит Татьяна Коваленко.

Бердянская общественная организация «Союз «Чернобыль» в Бердянске существовала с 1991 года, время шло, менялись руководители (стоит отметить, что возглавляли ее в разные годы только мужчины). Почти восемь лет организация не проводила практически никакой работы. И только к 2001 году стали происходить некоторые подвижки. На тот момент советом руководил Павел Старцев, Коваленко же была его заместителем, а в 2006 году стала председателем организации. Как человек, который не может сидеть без дела, женщина развернула активную деятельность, и первое, что сделала – заразила всех своим энтузиазмом и идеями. Одной из которых была установка памятника чернобыльцам. 

Его величество случай

Идея – это хорошо, а вот со всем остальным была просто беда. Денег не было, скульптор отсутствовал, как будет выглядеть памятник и где он будет стоять – никто не знал. А 20-летие чернобыльской трагедии неумолимо приближалось. И тут, как вспоминает Татьяна Коваленко, вмешался случай. Как-то в гос-тях у одного чернобыльца она повстречалась с уже известным в те годы бердянским художником-монументалистом Николаем Мироненко и рассказала об идее своих ребят – поставить в городе памятник ликвидаторам аварии. Николаю Терентьевичу замысел понравился, и он предложил свои услуги. После этого разговора несколько ночей подряд не давал покоя мастеру образ будущего памятника. В голове крутились разные замыслы, но хотелось сделать что необычное, нестандартное. 

– Я увидел простой листок, наполовину изъеденный червячками. Половина – живая, а половина – мертвая. И вдруг в голову пришла мысль, что это не лист, не испорченный материал, а символ борьбы зла и добра. Без зла не может быть добра, и наоборот. Это как черное и белое, и оно постоянно находится в движении, – рассказывает Николай Мироненко.

Автор своей идеей поделился с чернобыльцами, и они за нее ухватились. Люди стали приносить мастеру листья десятками. А потом в эскизе появились и руки, оберегающие лист – символ двойственности, которая присутствует и в природе, и в человеке. 

– Беречь надо все живое: и человека, и землю, тогда и не будет повторения Чернобыля. Руки – это напоминание о всех тех, кто подарил нам жизнь, – говорит автор.

Удачным решением стала и петля Мебиуса с разорванным словом «Чернобыль». В этой композиции она выступает символом бесконечности. Как говорится, половина дела была сделана, осталось самое главное – найти средства на изготовление и установку. Чтобы получить хоть какую-то поддержку, Татьяна Федоровна поехала в Киев, во всеукраинскую организацию чернобыльцев, там встретилась с ее президентом, Юрием Андреевым. Женщина рассказала о задумке бердянских чернобыльцев и получила, как говорит, сочный «одобрямс»… и все. Денег Киев не дал, а без них о памятнике можно было и не думать. Оставалось одно – обратиться за помощью к местным властям. На тот момент городским головой Бердянска был Валерий Баранов, но идти к мэру с пустыми руками не хотелось, идею надо было чем-то подкрепить.

– Если пришел и просто просишь, не прилагая к этому никаких усилий, то вряд ли чего-то получишь,– вспоминает Татьяна Коваленко. – А вот когда есть определенное подкрепление, тогда появляется и надежда на помощь. Творческая группа пришла к городскому голове Валерию Баранову с макетом памятника. Посмотрев и оценив работу людей, мэр сказал, что они на верном пути и город им обязательно поможет. Местная власть свое слово сдержала. На создание монумента из городской казны было выделено 80 тысяч гривен. Этих денег хватило на железобетон и благоустройство территории вокруг памятника. Наверное, если бы выделенных средств на тот момент было бы немного больше, конструкцию сделали бы из более прочного материала. А тогда поджимали время и скудость финансирования. О том, что монумент простоит недолго, никто не задумывался. На тот момент больше думали о деньгах и месте, где памятник должен был стоять, которое все никак не могли подобрать. И тут опять вмешался его величество случай.

– Рассматривались варианты установки и в парке Шмидта, и в центре города, даже на набережной, но все было не то. Не хотелось, чтобы такой памятник находился рядом с кафе и ресторанами, которых в этих местах очень много. Все таки символ, – рассказывает Татьяна Коваленко. – Мы стали общаться с центрами инициатив, которых в Бердянске 12, и вышли в нагорную часть, где председателем комитета был Юрий Лаер, который тоже был чернобыльцем. Так место расположения памятника и нашли, осталось получить все разрешительные документы. В этом деле очень помог Владимир Скубейда. Памятник органично вписался и прописался на перекрестке Мелитопольского шоссе и ул. 50 лет СССР.

памятник чернобыльцам

Железобетонный памятник чернобыльцам рассыпается на глазах. Ему на смену уже начали изготавливать новый. Точно такой же, только из нержавеющей стали 

С миру по нитке – голому рубаха

Пять лет простоял монумент, но хрупкость материала не справилась с агрессивной средой, он начал разрушаться. Всем стало очевидно, что памятник надо спасать. Николай Мироненко предложил облечь архитектурную форму в металл, а точнее – в нержавеющую сталь. Менять, кроме материала, ничего не станут. Композиция будет точной копией памятника, созданного в 2006 году. Отливать его будут на заводе «Южгидромаш». Директор завода Эдуард Телегуз вызвался помочь чернобыльцам. А чтобы памятник не вышел слишком «холодным», предложил сделать руки «теплыми», анодированными. Но это все в планах, все будет зависеть от финансирования, которого, как и пять лет назад, катастрофически не хватает. Татьяна Коваленко написала письма с просьбой о помощи во все инстанции и организации Бердянска, многим предпринимателям нашего города, но пока отовсюду тишина. Сегодня на руках у чернобыльцев девять тысяч гривен. В надежде на сердобольность бердянцев, активисты совета чернобыльцев в здании библиотеки № 5, около которой находится памятный знак, установили урну для пожертвований. Однако на сегодняшний момент сумма собранных денег составляет всего 210 гривен. И все. 

Тем не менее, Николай Мироненко уже приступил к работе. В ноябре была снята форма, по которой будет выполнена восковка. Пока что мастер работает практически на голом энтузиазме. Совет организации «Союз «Чернобыль» с идеей реконструкции памятника уже побывал у городского головы Алексея Бакая. Задумку людей мэр одобрил. Больше чернобыльцы в исполком не ходили, как говорит Татьяна Коваленко, идти надо с чем-то на руках, чтобы власть видела, что мы не сидели сложа руки. Но женщина почему-то уверена, что помощь, как и пять лет назад, придет обязательно.

– Откуда точно – я не знаю, но поддержка придет, – говорит председатель бердянской организации «Союз «Чернобыль» Татьяна Коваленко. – Появится очередной всплеск, и нам помогут. Надеюсь в это и верю. А если нет, то, что же. Возьмем нашу скрыню в руки и пойдем от берега моря советом, во все открытые двери. В том числе и в исполком. Дальше отступать некуда. О людях, о чернобыльской трагедии должна остаться память.

Памятник чернбыльцы хотят открыть к очередной годовщине аварии на ЧАЭС, 26 апреля следующего года.