Вместо милиции в Украине могут появиться полицейские и жандармы

К Евро-2012 украинские внутренние органы могут переназвать.

Разработчики законопроекта уверяют: одной сменой вывесок не обойдется 

Идее отказаться от морально устаревшего названия “милиция” не меньше десяти лет. Еще в середине девяностых мэр курортного Бердянска предпринял первые попытки создать подразделение “муниципальная полиция” – начинания даже имели успех, хоть и нещадно критиковались. Схожие инициативы предпринимали мэрии Запорожья и Житомира.

Оживить старые начинания решили депутаты Верховной Рады Василий Грицак, Виктор Швец и Валерий Коновалюк. При поддержке бывших милицейских генералов и даже министров они принялись писать законопроекты, меняющие суть милиции и распределяющие полномочия между местными силами, полицией и общенацио­нальной жандармерией.

– Три законопроекта мы уже отдали на экспертизу в Институт государства и права имени Корецкого, в Институт законодательства Верховной Рады. Представим их общественности 15 мая – тогда же покажем новую форму для полиции и жандармерии, ее образцы уже разработаны, – рассказал “КП” Василий Грицак.

Официальное МВД реформу приветствует. Грицак, беседовавший с министром Виталием Захарченко, заявил о ее всесторонней поддержке. По указанию главы ведомства созданы 6 экспертных групп, проверяющих необходимость изменения отдельных управлений и департаментов.

– Главное при этом – изменить имидж министерства, которое воспринимается как репрессивно-карательный орган. Перейдем к “сервисным услугам” – будем помогать людям, вместо того чтобы считать количественные показатели раскрываемости преступлений, – рассказал нам руководитель пресс-службы МВД Владимир Полищук.

Негласно в органах признают, что главной проблемой станет противостояние между полисменами, которых будет кормить местный бюджет, и “государственными” жандармами. В новейшей истории Украины уже были подобные прецеденты: формально подконтрольные министру МВД Василию Цушко, но лояльные к президенту Ющенко Внутренние войска в мае 2007-го двинулись на Киев из-за конфликта вокруг Генпрокуратуры.

Функции, правда, у жандармерии и полиции будут совершенно разными. Полисменам, согласно проекту закона, надлежит защищать граждан от мелких правонарушений. Поэтому в их состав могут включить уличные патрули, “Беркут”, местное ГАИ. Не исключено, что за счет местных бюджетов будут содержать – хотя бы частично – и службу спасения: о своем желании перейти под крыло МВД недавно заявлял министр МЧС Виктор Балога. Жандармам предлагается оставить “интеллектуальные” функции – расследования, борьбу с оргпреступностью, наркотраффиком (см. схему). Денежное довольствие у тех и у других планируется повысить до уровня не менее 500 долларов.

МНЕНИЯ

Пойдут ли украинцы в партизаны

Реформа назрела, это правда. Но в Украине слово “полицейский” непременно будет ассоциироваться с предателями, которые в годы Великой Отечественной войны приходили на службу к оккупантам. Нужно ли менять название или стоит ограничиться исключительно внутренними перестановками?

Валерий КОНОВАЛЮК, народный депутат от Партии регионов:

– Стереотипы о полицаях, безусловно, живут. Но мы говорим о более прогрессивном, европейском пути развития Украины. В мире осталось всего две страны, которые имеют милицию, – это мы и Беларусь. Думаю, славяне не настолько мнительные и прогресс они воспринимают.

Геннадий МОСКАЛЬ, народный депутат, первый зампред Комитета по вопросам борьбы с оргпреступностью и коррупцией:

– Вы никак нашего гражданина не убедите в том, что полиция должна отождествляться с полицейским, а не с полицаем. Для положительных изменений не нужно принимать новые законы. Правоохранителям следует поднимать зарплаты. А критерии приема в милицию и критерии оценки работы правоохранителей определяются не законом, а министром внутренних дел. 

А КАК У НИХ 

Россия

Полгода назад их “милиция” уже стала “полицией”. Сути это, правда, не изменило – структура ведомства осталась “вертикальной”, как сейчас в Украине, а местные органы правопорядка так и не были сформированы. Зато теперь полисмены зачитывают задержанным “Миранду” (право на адвоката, телефонный звонок и т.п.), носят именной жетон с именем и номером части и обязаны помогать гражданам, например, искать пропавших животных.

Бельгия

Структура похожа на ту, что предлагают украинцам: общенациональная жандармерия и местные полисмены. На всю страну есть всего 2 (!) генерала, полковников – около двух дюжин. Большой разрыв между неквалифицированными лейтенантами и майорами: последние проходят 3-4 переподготовки, имеют высшее образование, специализацию – например, борьба с наркотиками или педофилией.

Грузия

Реформа являла собой полное расформирование милиции и создание обновленной полиции (общенациональной, поскольку Грузия – страна небольшая). Каждый полисмен проходил аттестацию на знание законов, физподготовку, владение оружием. Среди функций – служба спасения, а зарплата около 1000 долларов исключает коррупцию.