Экс-глава Запорожской ОГА Валерий Баранов: «Турчинов сказал – бери парабеллум и едь»

В последнее время бывший руководитель Запорожской областной государственной администрации Валерий Баранов практически не упоминается в информационных сводках и сообщениях СМИ, вместе с тем, в недалеком прошлом ему выпало возглавить один из ключевых регионов Украины в условиях начавшейся российской военной агрессии – Запорожскую область.

В свое время наш собеседник прошел путь от технолога завода «Южгидромаш» до директора коммерческого предприятия, был мэром Бердянска, избирался народным депутатом Украины (в 2007 году), а последней на данный момент ступенью в политической карьере Валерия Баранова стало руководство Запорожской областью, у руля которой он стал буквально в считанные дни после бегства Януковича и смены власти в Украине. Именно с разговора о тех тревожных и исторических днях и началось интервью.

— Валерий Алексеевич, Вы возглавили Запорожскую областную государственную администрацию в наиболее горячие дни после Майдана, когда, как признают многие эксперты, в Украине был вакуум власти, и спрогнозировать дальнейшее развитие событий было крайне сложно. Насколько тяжело было принимать столь ответственную должность?

— Предложение поступило от нашего земляка, которого я очень уважаю — Куратченко Владимира Александровича. После этого была встреча с Александром Турчиновым в два часа ночи в кабинете Председателя Верховного Совета. Речь шла о ситуации, а как раз начался захват Крыма. Мы понимали, что Запорожская область может быть подвержена нападению в первую очередь. Задача стояла не допустить создание ЗНР, противостоять сепаратизму и объединить здоровые силы области для защиты от агрессора и местных бандитов.

Я дал согласие возглавить область и поставил ряд условий:

  1. Кадры я подбираю сам;
  2. Я не вступаю ни в какие партии;
  3. Я не буду фальсифицировать предстоящие парламентские и президентские выборы;
  4. Если я увижу возврат к прошлому, я ухожу.

Турчинов согласился и сказал дословно: «Бери парабеллум и едь». Третьего марта 2014 года я прибыл в Запорожье прямо на митинг. Проукраинский проходил возле обладминистрации, а пророссийский возле горисполкома. Выступил я на обоих. Возле ОГА митинг голосованием оказал мне доверие. Дальше с вновь назначенными силовиками и местными активистами мы постарались объединить общество и дать отпор сепаратистам. 13 апреля 2014 года общественность Запорожья заявила свою непреклонную позицию в отношении сепаратизма, собравшись возле исполкома и блокировав группу пророссийских активистов. В последствии совместными усилиями мы похоронили ЗНР, надеюсь навсегда. Это я считаю главным достижением моей работы в этой должности. Назначенное правительство отличалось исключительным непрофессионализмом, было сформировано на Майдане. Никаких действий не предпринимало, на звонки не реагировали, присылали в область уникальные кадры для сохранения старых схем коррупции. Наши кадровые предложения от кадровой комиссии не рассматривались и на них даже не реагировали. Это было видно всем, но не имея никаких полномочий, я ничего не мог изменить.

После избрания нового Президента ничего не изменилось, все продолжилось. С дня выборов в мае до ноября 2014 года новый Президент ни разу не встретился с главами ОГА. Все наши предложения и требования игнорировались. Президентской партией в области управляли из Днепропетровска, ее актив состоял из неизвестных людей, не имеющих авторитета и не принимающих никакого участия в общественно – политической жизни области. Выглядело это все полным абсурдом, который выбрали мы сами. Я пришел к выводу, что не могу повлиять на новую центральную власть в Киеве, я не хочу и не буду выполнять их антигосударственные поручения и я не могу подвести и обманывать местную общественность, которая мне верит. Потому написал заявление и ушел добровольно в отставку. О чем не жалею, поскольку время подтвердило мою правоту в отношении власти.

— С началом российской военной агрессии Запорожская область считалась одной из тех, которые Кремль включил в гипотетическую «Новороссию». Насколько силовые структуры Украины и Запорожской области были готовы бороться с проявлениями сепаратизма и отразить предполагаемое нападение россиян?

— Все силовые структуры Украины в эпоху Януковича в основном занимались бизнесом, крышеванием и политическим преследованием неугодных. Потому они же и сдали в Донецке и Луганске свои здания, оружие и разбежались. К счастью в нашей области вместе со мной пришли новые руководители областных силовых структур. Мы вместе и дружно выполняли свою работу, собираясь практически ежедневно. Создали совет обороны. Особо хочу отметить работу начальника СБУ области Александра Шмитько. Строительство блокпостов и оборонных сооружений, создание батальонов и их экипировку делали вместе. Ничего бы не вышло без финансовой поддержки руководителей крупных предприятий. Беда в том, что областные силовики не имели полномочий заменить все кадры на местах, где многие бывшие сидят и сегодня, мешая развитию государства. Назначения проходили без их согласия, зачастую, как прежде за деньги или по партийным интересам из Киева.

— Какова роль общественности Запорожья и области в том, что в регионе не повторился сценарий Донецка и Луганска?

— Роль огромна. Самое активное участие в борьбе с сепаратизмом принимали Самооборона, Народная рада, Правый сектор, Казачество, другие общественники. Отмечу, что ни одна из партий не проявляла активных действий по защите области. Их не было нигде. Теперь они все герои, а тогда их никто не видел. С общественностью было трудно, было много шума, много абсурдных идей и требований, но здание ОГА защищали с ружьями и палками они. Без этих людей нам бы не удалось переломить ситуацию.

— Вы долгое время жили в Бердянске, насколько комфортно и спокойно в этом курортном городе с учетом близости Мариуполя?

— Я живу в Киеве, но в Бердянске спокойно. Местные сепаратисты нашли свое место вдали от города. Общественное мнение и настрой там правильные. Надеюсь Мариуполь будет всегда украинским, а вот что будет с Донецком и Луганском — время покажет, но очевидно, что требования российских боевиков и их кремлевских покровителей не могут быть исполнены ни при каких условиях.

— Как Вы воспринимаете сегодняшнюю ситуацию в Украине? Согласны ли с тем утверждением, что большинство обещанных новой властью реформ так и остались невыполненными?

— Мне довелось убедиться в двуличии новой власти, в ее крайнем непрофессионализме. Я в таких командах не работаю. Я согласился возглавить область в трудное время исключительно из патриотических соображений, и мне не стыдно ни за один свой поступок в то время, центральная власть же всячески пыталась решать коррупционные задачи, что и подтвердило время. Прошло два года. Ни одна из нужных реформ не проведена, ежедневно мы видим коррупционные скандалы в окружении Премьера и Президента. Эта власть не способна и не хочет изменить страну.

— В текущем году, вероятнее всего, пройдут внеочередные парламентские выборы. Не собираетесь вернутся в политику?

— Нет. Я не вижу ни одной чистой политической силы, которая бы у меня вызывала уважение, имела бы грамотный план действий. Может быть Самопомощь еще держится в сравнительно достойной позиции. Ни одна украинская партия сегодня мне не симпатична, да и противно мне стало биться лбом в стену. Ну пробьешь ты ее, что будешь делать в соседней камере? Проблема ведь в самом обществе, которое не думает головой, ведется на подарки, популизм, и избирает достойную себя власть, затем ею же и наслаждается…