Что обязаны декларировать чиновники и какие возможности их контролировать дает новый закон?
В ночь на среду, 16 февраля президент Петр Порошенко подписал многострадальный закон, вводящий обязательную подачу деклараций чиновников в электронном виде. Это последний закон из “безвизового” пакета, на принятии которого категорически настаивал Европейский Союз. Голосование за документ сопровождалось рядом громких скандалов: депутаты неоднократно или отказывались рассматривать проект, или вносили в него правки, полностью искажающие смысл. В итоге даже при повторном чтении прямо в зале парламент в текст внесли изменения, фактически нивелирующие суть электронного декларирования. После давления ЕС для исправления ситуации потребовалось вмешательство президента, ветировавшего закон и вернувшего документ в парламент со своими замечаниями. В итоге получился очередной компромиссный вариант: основные требования ЕС и гражданских активистов были учтены, но условия декларирования, в том числе и ответственность чиновников, значительно смягчили.
ЛІГА.net с помощью исполнительного директора Transparency International Алексея Хмары проанализировала документ и выбрали ключевые новации.
Когда система начнет работать
Большинство изменений и новых норм вступают в силу в достаточно короткие сроки: часть непосредственно после публикации закона (то есть уже в ближайшие дни), часть: с 1 апреля или 1 мая. Принятие закона позволяет решить ряд процедурных нюансов, без которых внедрение системы электронного декларирования было затруднительно. В первую очередь, речь идет о формировании Национального агентства предотвращению коррупции: специального органа, в полномочия которого входят утверждение формы деклараций чиновников и анализ поступивших в базу документов.
Поэтому электронное декларирование зависит от своевременности начала работы формирования НАПК. На следующий день после недвусмысленно продемонстрированной поддержки президентом внедрения электронных деклараций, конкурсная комиссия по отбору членов НАПК оперативно выбрала двух недостающих членов Агентства. Теперь все формальные препятствия для появления тотального электронного декларирования устранены.
Кто и что декларирует
Одно из ключевых положений закона удалось сохранить: отчитываться будут едва ли не все должностные лица, так или иначе связанные с госфинансами. В первую очередь, разумеется, все госслужащие первых трех категорий: депутаты, министры и их заместители, главы ведомств, руководящие лица силовых органов, директоры госпредприятий. После полноценного запуска системы в базу ежегодно, по оценке Алексея Хмары, будет поступать до миллиона деклараций. При этом в отчете должна быть информация не только о собственности и доходах декларанта, и аналогичные сведения о лицах, с которыми ведется “совместный быт”.
Впрочем, далеко не все госслужащие должны подавать электронные декларации уже в 2016 году. Это обязательно только для чиновников I-III рангов, то есть министров, депутатов, глав облгосдаминистраций и мэров крупных городов (всего до 50 тыс. человек). Даже если они – по действующему закону – уже подали декларации в бумажном виде, они в течение 60 дней после утверждения НАПК новой формы документы должны отчитаться в электронном варианте.
Тут тоже есть нюансы: ценности, приобретенные до вступления в должность, чиновник может декларировать без указания стоимости покупки. И только в том случае, если цена таких ценностей превышает 100 минимальных затрат (137 000 грн). Зато если покупка была сделана, когда госслужащий уже работал, порог снижается до 68 500 грн.
Другая важная новация – вся информация о доходах и имуществе декларантов (кроме конфиденциальной, например, идентификационный номер и место проживания) будет находиться в открытом доступе в Едином реестре деклараций. Получить из нее информацию может любой украинец – абсолютно бесплатно и без любых ограничений.
Нарушения и наказания
По настоянию ЕС сохранено и уголовное наказание за предоставление неправдивой информации в декларациях. Правда не для всех и не всегда. В окончательной редакции закона прописано два уровня ответственности: административная и уголовная. Первая наступает, если декларант “ошибся”, оценивая свои доходы и имущества, на сумму от 100 до 250 минимальных зарплат (от 137 000 до 342 500 грн). Тогда ему грозит лишь штраф 17 000 до 42 500 грн – без уголовного преследования и немедленного увольнения с запретом работать на госслужбе.
Другое дело, если сумма расхождений превышает 342 500 грн. Выбор наказаний велик – штраф от 42 500 до 51 000 грн; исправительные работы, или же два года лишения свободы. Как показывает практика, украинские судьи, имея такую широкую вилку принятия решений, могут весьма изобретательно трактовать закон, назначая очень разные наказания за одни и те же нарушения.
Кроме того, работу антикоррупционеров осложняет появившаяся в документе оговорка: ответственность наступает только в случае предоставления декларантом “заведомо недостоверных сведений”. Подобное условие традиционно усложняет задачу следователя: надо не только доказать подачу неправдивой информации, но и обосновать, что чиновник сознательно пытался скрыть свои доходы или имущество. Как украинские суды будут принимать во внимания аргументы обвинения – покажет ближайшая практика. В любом случае, безнаказанно скрыть, скажем, прокурору или депутату дорогой особняк или авто теперь станет сложнее.