Подвешенный камикадзе. В битве Яценюка с Радой победил Порошенко

«Развели как котят» , «оцените красоту игры» . Политический сленг прошлого вспоминается при первом взгляде на вчерашний отчет кабинета Яценюка в Раде

“Зачем было нас держать ради этого до восьми вечера?” и “Что это было?” – такие вопросы от депутатов, их помощников и штатной парламентской тусовки можно было услышать через несколько минут после того, как Арсений Яценюк путем недобора голосов за отставку Кабмина, остался в премьерском кресле. Остался почти на год, чем на этот же период обесценил главный внутриполитический вопрос: “Кто придет на смену Яценюку?”  и пропагандистский тезис о главном виновнике медленных реформ. 

Корреспондент ЛІГА.net весь вчерашний день провел в парламенте попытался проследить логику рождения проекта “Подвешенный камикадзе”.

До вечера 15 февраля было очевидно, что поддержать вотум недоверия правительству наверняка готовы лишь три не самые большие парламентские фракции. Но заинтересованные в досрочных выборах, которые скорее всего последовали бы за отставкой Кабмина, Самопомощь, Радикальная партия и Батькивщина на троих вмещают лишь 66 депутатов. Где взять остальных и есть ли в этом необходимость? На Оппозиционный блок, который на поверку борется с властью лишь в телешоу и то устами пары-тройки “говорящих голов” надежд в вопросе свержения Яценюка было немного.

Народный фронт также не подписался бы под самоубийственным для них решением, так что вся надежда у противников нынешнего премьера оставалась на позицию БПП и внефракционных депутатов. Особенно в свете определенных центробежных течений, наблюдаемых в президентской фракции в последнее время.

К слову о Народном фронте. Источник ЛІГА.net во фракции сообщил, что звучавшие ранее в СМИ предположения о том, что “фронтовики” теоретически согласны были бы разменять Яценюка не покидая коалицию в случае, если пост премьер-министра займет Александр Турчинов, утратили смысл. После того, как западные партнеры и США окончательно забраковали кандидатуру нынешнего секретаря СНБО на премьерский пост. По каким причинам – не уточняется. С тех пор была избрана линия держаться за Яценюка до последнего. Кроме того, в случае отставки Яценюка Народный фронт ожидал бы реальный раскол по линии: люди Яценюка – Турчинова – Парубия, с очень туманной политической перспективой для каждой из указанных групп.

Автограф-сессия

Вечером накануне отчета правительства фракция БПП собралась в Администрации президента для определения единой позиции относительно судьбы Кабмина. Решение оказалось почти сенсационным – фракция БПП пообещала признать работу правительства неудовлетворительной. Об этом журналистам поздно вечером 15 февраля сообщил народный депутат Сергей Лещенко. Фракция БПП – это 136 депутатов. С учетом вышеупомянутых Самопомощи, РПЛ и Батькивщины, на горизонте появилось вдруг 202 голоса против Яценюка. Тем более, что набрать в Оппоблоке, Воле народа или среди внефракционных недостающие 24 штыка (вотум недоверия принимается простым большинством в 226 голосов) при желании президентской вертикали проблемой никогда не было.

Для демонстрации серьезности своих намерений БПП объявил о начале сбора депутатских подписей для отставки Кабмина. То, что фракция Самопомощи уже два дня как проводила такой же сбор, никого не смутило. 

Как сказал в кулуарах Рады Юрий Луценко, комментируя параллельный сбор подписей: “Самопомощь всегда говорила – візьми і зроби. Вот мы и начали делать. Считают, что справятся раньше нас – пожалуйста, візьми і зроби. В итоге оба списка были объединены в один общий и поданы Юрием Луценко в президиум. Пиариться на обновлении исполнительной власти – это право президентской фракции, и Самопомощи на это быстро указали.

Дальше больше: всего за полчаса до отчета правительства перед парламентом появилось заявление президента Порошенко. В нем гарант одновременно сообщает о том, что попросил генпрокурора Виктора Шокина уйти в отставку, а также предложил премьер-министру “подумать” о том, что 70% украинцев не доверяет нынешнему Кабмину. Слов об отставке в нем не было, но многим послышалось именно так. На какое-то время показалось, что все всерьез. После этого заявления заметно попритихли депутаты от фракции Народный фронт, до того браво заявлявшие в кулуарах парламента тем, что “отставки не будет, потому что никто не предлагает альтернатив”.

Четыре часа тревоги

Свое выступление, пересказывать которое нет смысла, премьер-министр Яценюк густо приправил различными цифрами – процентами, тарифами, и ценами. Он отметил, что правительству удалось предотвратить крах экономики в условиях войны, и выразил желание остаться на посту, так как “много чего было сделано, много чего еще нужно сделать, и мы готовы к работе”.

В ответ “камикадзе” и его команда получили шквал критики на грани личных оскорблений, как от лидеров всех кроме НФ групп и фракций, так и от рядовых депутатов. Министрам припомнили инфляцию, коррупционные скандалы, торможение реформ и тотальное обнищание. Вадим Рабинович из Оппоблока тряс с парламентской трибуны откуда-то принесенными наручниками с призывом “не уволить, а посадить всех министров”, а глава президентской фракции Юрий Луценко отметил, что “если вы (министры – ред.) рапортуете о своих успехах в оборонной сфере, то не пора ли задуматься о буквальном применении слова “камикадзе”?

Плюнуть в премьера получил возможность любой желающий. После выступлений глав профильных комитетов, лидеров фракций и групп, запись в длинную очередь на короткое выступление с критикой Кабмина была пресечена заскучавшим спикером ВР Гройсманом.

По итогам выступлений депутатов казалось, что Рада найдет не 226, а все 350 зарегистрированных голосов “за” отставку Яценюка и его министров. Но, как известно, нашлось всего 194 голоса и Яценюк остается до сентября, притом, что Рада признала его работу неудовлетворительной.

Отметим, что в случае обещанного накануне голосования фракции БПП за отставку Кабмина, голосов бы хватило – из 136 народных депутатов БПП за отставку правительства проголосовали 97 нардепов, воздержались – 10, не голосовали – 10, отсутствовали – 19. “По информации, которая начала поступать сразу после голосования, этот сценарий был согласован еще накануне днем. Количество голосов за отставку Арсения Яценюка тщательно калибровалось соответствующими звонками из Администрации президента и окружения премьер-министра”, – заявил после провального голосования Мустафа Найем.

Второй любопытный момент – из 43-х депутатов Оппозиционного блока, которому полагается профессионально желать Кабмину отставки ежедневно с утра до вечера, за уход Яценюка проголосовали всего 8 человек. И среди них не оказалось депутатов, которых связывают с Ринатом Ахметовым. Поведение ахметовского крыла Оппоблока и близких к Порошенко депутатов  (Матвиенко, Гройсман) наводит на версию о согласованной игре тех, кто пока не заинтересован в отставке Яценюка. Иначе сложно пояснить, почему вдруг полсотни таких опытных депутатов за полчаса выпали из схемы “вотум недоверия правительству”. 

После голосования избранная в Раду по списку Самопомощи Оксана Сыроид сказала журналистам, что “это спектакль, разыгранный президентом для того, чтобы переложить ответственность за работу правительства, 2/3 министров в котором представлены его политической силой, на парламент”. Вице-спикер отчасти права – Порошенко действительно переложил ответственность, попутно якобы продемонстрировав игру на стороне народа.

Эта версия выглядит правдоподобно. И еще раз подчеркивает риск, который несет пост президента в украинской версии парламентско-президентской республики. В недавнем интервью ЛІГА.net политический эксперт Михаил Минаков  сказал: “Если на пост президента еще и попадает такой ценный кадр, как Петр Порошенко – дерзкий и умный, то процесс его превращения в авторитарного лидера проходит еще быстрее, чем у других. Потому что благодаря своему уму и таланту он выигрывает у всех борьбу за власть. Сегодня он, как политик, с легкостью переигрывает и премьер-министра и парламент”.

Игровая схема президента

Ход первый: сброс ответственности

Президент не потребовал отставки Яценюка, он лишь отметил, что “70% украинцев не поддерживают работу этого правительства”, потому, Арсений Петрович, давайте что-то решать. Не хотите в отставку? Тогда пусть вашу судьбу решит парламент – коллегиальный орган представительской демократии.

Ход второй: Шокин

Просьба уйти в отставку ставшего одиозным генпрокурора Шокина за полчаса до решения судьбы Яценюка. Этим Порошенко одновременно задобрил давно жаждущих “головы” Шокина избирателей, Запад и даже политических оппонентов. На этом фоне вопрос Яценюка и его значимость в повестке дня мгновенно стали второстепенными, что казалось невозможным. Госдеп США оперативно похвалил Порошенко за такое решение. “Соединенные Штаты считают отставку генерального прокурора Виктора Шокина сигналом, который свидетельствует о серьезном отношении Украины к готовности проводить реформы. Об этом заявил представитель Государственного департамента США Марк Тонер.

“Чтобы еще больше расположить Запад, Порошенко мог бы предложить на должность нового генпрокурора Давида Сакварелизде, но я думаю, этого не произойдет. Полагаю, что будет предложен нынешний первый заместитель – Юрий Севрук”, – прокомментировал для ЛІГА.net ситуацию народный депутат Виктор Чумак.

Фото. Соратники Владимир Гройсман и Петр Порошенко на партийном съезде 12 декабря 2015 года

Ход третий: использование втемную депутатов БПП

Игра в готовность БПП дать голоса за отставку Кабмина также призвана была продемонстрировать всем желающим, что парламентская фракция президентского блока – это самостоятельный субъект политической жизни, не работающий по свистку с Банковой. Убедить в этом нужно было не столько оппонентов, как своих же депутатов, убежденных в собственной независимости настолько, что начали дрейфовать в сторону Саакашвили. Речь о группах “еврооптимистов” и “антикоррупционеров” –  Лещенко, Найема и Залищук, которые после заседания на Банковой вечером 15 февраля убедительно растиражировали в медиа-пространстве месседж “БПП за отставку Кабмина”. После голосования они выглядели растерянными, проигрывая в голове ноты разыгранного с их помощью сценария и называя версии причин случившегося. Источник ЛІГА.net в Администрации президента не стал опровергать, что общение руководства с отдельными депутатами от БПП не ограничилось вечерним совещанием на Банковой в понедельник. 

Ход четвертый – Яценюком

Обрушив на премьера ведро критики с плохо подбираемыми выражениями, в чем особенно постарался Юрий Луценко, Банковая еще раз умножила на ноль личный рейтинг премьера. Человек, фактически выпросивший шанс остаться на должности после того, как его публично назвали профнепригодным (решение Рады признать работу Кабмина неудовлетворительной), выглядит политически жалко. Теперь Порошенко, через своих людей в парламенте, АП, Кабмине и экспертной среде, постоянно будет напоминать Яценюку об этом. “Премьеру одной фракции”  придется выпрашивать и покупать парламентскую поддержку. Все дальнейшие промахи, коих будет немало, будут списываться на доказанную Радой профнепригодность премьера. Успешная же работа на отдельных направлениях работы правительства будет подаваться как эффективность министров БПП – их и сейчас в Кабмине большинство, а, в скором будущем, может быть еще больше.

Итоги нескучного дня

– коалиции “Европейская Украина” в парламенте больше нет. Третий заход во власть Яценюка был обеспечен ситуативным квинтетом “БПП-НФ-Оппоблок-Відродження-Воля народу”. Номинальные коалицианты Самопомощь и Батькивщина, а также латентные “большевики” из РПЛ с первого же дня находятся в оппозиции.

– Яценюк разменял пост на остатки рейтинга, политического достоинства и реальных рычагов власти.

– важнейшие решения парламента все так же курируются на улице Банковой. Инструментарий для этого более чем достаточен. Тренд на превращение Украины в полулегальную президентскую республику поддержан, но не завершен. АП в кабинете Яценюка все еще не контролирует несколько министерств и госмонополий. 

Фото. Новый образ Юлии Тимошенко. С мечтами о перевыборах и премьерстве ей придется подождать

– досрочные выборы невыгодны президенту и он будет де-факто объединятся с кем угодно в парламенте, лишь бы не допустить их в ближайшем будущем. Раду будут держать от распада всеми силами.

– независимость разных ветвей власти заканчивается там, где начинаются интересы президента. Премьер зависим от Банковой и по сути является премьером парламентского меньшинства. Так было все прошлые 25 лет, так происходит и сегодня.

– Юлии Тимошенко умело презентовала новый образ, а Наталия Королевская до сих пор не освоила технику для голосования в сессионном зале.

Роман Чернышев