Каникулы общего режима: репортаж из бердянской колонии
Чисто убранная территория, цветы и яркие фигурки гномиков у входа в жилые комнаты. Акуратно застеленные кровати с подушками «петушком» и прикроватные тумбочки с личными вещами, графики дежурства. Библиотека, просторная столовая, медчасть… О том, что это территория тюрьмы напоминают только массивные железные ворота на входе, колючая проволка по периметру, решетки на окнах и молодые парни в одинаково серой робе с колючим дерзким взглядом и нагловатой ухмылкой на лицах…
Торгонул наркотой, ограбил — в тюрьму
Бердянская колония №77 минимального уровня безопасности с общими условиями содержания. Здесь отбывают наказание те, кто совершил преступление впервые. Возможно, именно поэтому 90% заключенных — молодые парни в возрасте от 18 до 25 лет. Сидят здесь в основном за грабежи, разбои и наркотики. Свои огромные железные ворота эта колония открывает для впервые нарушивших закон со всех регионов Украины. Больше всего, конечно, из Запорожской области.
Рассчитана колония на 730 человек. Пока, вакантными остаются 50 тюремных коек.
Самым молодым зэкам здесь по 18 лет, самому старому — 62 года.
Зэк-библиотекарь и его посетители
Попадая сюда, многие из парней впервые садятся читать книги. Как рассказал заключенный Михаил Вовтуненко (он же местный библиотекарь), чтение книг он открыл для себя именно здесь.
-На свободе я книги не читал вообще. А сейчас, попав сюда в 19 лет, понял, что это довольно полезное и интересное занятие,- рассказал журналистам Михаил, который попал в колонию на 3,5 года за грабеж.
В его «владении» сейчас 25 тыс книг, а постоянными посетителями библиотеки являются 500 заключенных. Книга выдается на руки на неделю. Потом читатель обязан сдать прочитанное — все, как на свободе.
(Миша-библиотекарь)
По словам Михаила, больше всего его читателей привлекает история, классика и детективы. А вот юридическую литературу смотрят иногда.
-Ни Уголовный кодекс, ни другая юрлитература спросом здесь не пользуются. А что там можно нового прочитать? Они и так все знают,- смущаясь говорит зэк- библиотекарь.
Работа – не волк … от нее не убежишь
Каждый заключенный здесь работает. Кто на кухне, кто, как мы уже писали, в бибилиотеке, кто в прачечной. Есть в колонии швейное производство. Здесь, по словам начальника колонии Михаила Воронина, шьют рабочие рукавицы, спецформу и все, на что тюремная швейня получает заказ.
А еще в колонии есть деревообрабатывающий цех. Здесь выполняют даже международные заказы.
-Наши заключенные производят даже малозаметные препятствия для границы. Поставляем, в частности, в Казахстан,- говорит Михаил Воронин.
Трехразовое питание строго по норме
В просторной тюремной столовой полное самообслуживание. Причем, не только в плане выбора блюд и подачи их на стол. Готовят зэки тоже сами. Работа на кухне считается в тюрьмах одной из «элитных».
Попавшие сюда парни выйдут на свободу полностью приспособленными к ведению домашнего кухонного хозяйства – ведь они смогут не только борщи и вторые блюда приготовить, но и самостоятельно испечь хлеб и изготовить «домашние» макароны.
Каждое утро в столовой вывешивают меню. Если верить написанному, так правильно, соблюдая диеты и строго по норме не питаются многие пенсионеры и дети на свободе.
Рыба, мясо, четыре вида каш, супы, салаты, чаи и компоты… И так три раза в день. Бесплатно. И всегда свежее…
Стоматолог . Бесплатно. Только на зоне.
Медсанчать — отдельное «государство» на территории колонии. Тихий дворик с цветниками и лавочками для отдыха. Внутри — чистые палаты и врач. Здесь можно получить первую помощь, подлечиться. А вот если что серьезное случится, врач осмотрит, поставит диагноз и…направит в спецбольницу при колониях региона, где специалисты будут наблюдать и нужные лекарства выдавать — бесплатно.
А еще, как рассказал и.о. начальника медсанчасти Игорь Визенков, в скором времени здесь обновят аппарат флюрографии и закупят стоматологический аппарат. Лечить зубы заключенным будет доктор-стоматолог в тюремном стоматкабинете. И не возьмет за это ни копейки.
А что касается флографии, то, по словам Игоря Визенкова, здесь строго следят за тем, чтоб воврем выявить и лечить эту болезнь у необычных пациентов.
Игорь Визенков
Со свободы в тюрьму люди здоровыми в основном не приходят. Очень многие, кто по ту сторону решеток употреблял наркотики, лечат здесь и тромбофлебит, и все остальные последствия. Тоже бесплатно.
all inclusive, кроме…
Если посмотреть со стороны, ну чем тебе не «пионерский лагерь». Кормят, поят, следят за досугом, беседы с психологом проводят, если надо.
Следят за режимом: подъем, зарядка, застилание постели, своевременное питание, занятие полезной деятельностью, дежурство по столовой и комнатам, уборка территории, банный день и смена белья (правда, раз в неделю), свидания с близкими и передачки, помощь медика (если нужно), ходьба строем… В общем all inclusive («все включено»), кроме…свободы.
P.S.
В скором времени с “каникул общего режима” на свободу из бердянской колонии по амнистии выйдут 28 человек. Хочется верить, что никто из них больше не вернется в этот “пионерский лагерь” на “вторую смену”…