Главный врач бердянской горбольницы Юрий Кисса, поделился планами по развитию больницы

Бердянськ 24
07.06.2012 · 12:37 · переглядів - 2701

"Наша конечная задача –выстроить структуру, которая будет работать не сама на себя, а на оказание медицинской помощи людям"

Главный врач бердянской горбольницы Юрий Кисса, поделился планами по развитию больницы

«Система здравоохранения не может существовать ради самой себя, как это происходит сегодня. Она должна существовать для оказания медицинской помощи. Это наша главная задача, и с этой целью мы будем проводить определенные преобразования, которые бы я назвал даже больше – наведением порядка». Такое заявление в интервью газете «Город» сделал главный врач бердянской горбольницы Юрий Кисса.

Юрий Кисса Бердянск

В этой должности Юрий Валентинович работает чуть больше месяца. Столь короткого врмени оказалось достаточно для того, чтобы появились недовольные и по Бердянску поползли слухи о намерениях нового руководителя провести сокращения и даже закрыть некоторые отделения. Узнать, так это или нет, и что же все-таки планирует делать главный врач – редакция решила поговорить об этом непосредственно с Юрием Киссой.

На лечение идет только 4% от всех затрат на медицину

– Юрий Валентинович, что за сокращения и реорганизации Вы такие задумали, что по городу поползли слухи один страшнее другого?

– Прежде чем ответить на Ваш вопрос, давайте я обрисую ситуацию, которая складывается сегодня в сфере городского здравоохранения. А картина дел такова: на больницу и поликлинику в 2012 году город планирует потратить 53 млн грн. Сумма, вроде бы, звучит и выглядит солидно. Но… 84% от названной цифры – это заработная плата медикам. Еще 12% – это оплата коммунальных услуг и, в частности, энергоносителей. А теперь сложите эти две цифры и отнимите их от 100%. И у вас получится, что на все остальные нужды, включая, самое главное – непосредственно лечение, у нас остается всего 4%. То есть получается, что система здравоохранения в городе существует сама для себя. Она сама себя съедает. А теперь скажите мне: кому нужна такая система, которая живет только ради самой себя? 

– Согласен, но это ведь и вопрос финансирования. Выделялось бы на здравоохранение больше, больше бы шло и на лечение, и на медикаменты, и т.д.?

– Это не совсем так. Во-первых, начнем с того, что такие объемы финансирования определяет не город, а государство. Это его полномочия. А государство определило, что на каждого взрослого жителя Бердянска в плане его медицинского обеспечения оно может потратить 600 грн в год. Все. Если какую-то громаду, в нашем случае бердянцев, эта цифра не устраивает, то она может принять решение и за свой счет добавлять сколько пожелает. И это так и делается. Только давайте не забывать, что добавлять на медицину, образование, культуру и спорт любой город может исходя из тех средств, которые собираются на выполнение его собственных полномочий. Что в них входит – коммунальное хозяйство, благоустройство, вывоз мусора, ремонт улиц и т.д. Денег на эти цели и так остро не хватает. И я хочу напомнить, что нынешней весной, чтобы вывезти все стихийные свалки, мэрия вынуждена была договариваться о том, чтобы взять горюче-смазочные материалы в долг. То есть снимать с уборки улиц, с ремонта дорог просто нечего. 

Второй важный момент: безденежье – это, конечно, плохо, но когда система съедает саму себя, в такой ситуации, сколько денег не дай, они все равно в этой системе растворятся. Поэтому чтобы менять ситуацию, нужно ломать систему.

Сокращать будут не людей, а ставки 

– И что Вы предлагаете?

– Для начала я предлагаю привести все в соответствие с нормативными документами. Определить четкие приоритеты и делать ставку в вопросах финансирования на эти приоритеты. Смотрите: на сегодня в бердянской горбольнице зарегистрированы 1432 ставки. При этом живых физических лиц у нас работает 1290 человек. И вот какой парадокс получается. С одной стороны, город испытывает дефицит врачей. У нас их только 60% от необходимого количества. Особенно не хватает участковых врачей. А врач – это та единица, вокруг которой выстраивается вся остальная медицинская структура, начиная от старших, младших медсестер и заканчивая охранниками. Так вот при всем при том, что врачей в городе остро не хватает, в то же время на одного врача в Бердянске приходится 10 человек обслуживающего персонала. Это один из самых высоких показателей. Такого нет нигде в Европе. Даже в России нет. Поэтому мы хотим освободиться от 80-90 ставок, что даст нам экономию порядка полутора млн грн. Эти деньги мы хотим пустить на неотложную медицинскую помощь – на три наших реанимационных отделения – самые жизненно важные подразделения. Полтора миллиона гривен дадут возможность пациентам реанимаций оказывать помощь в первые три дня пребывания там бесплатно. 

– Идея, наверное, хорошая, но она ведет к сокращению работников…

– Нет. Сразу хочу сказать, что все слухи о сокращениях – это выдумка. Мы никого сокращать не планируем. Речь идет не о живых людях, а о ставках. И никакие отделения закрывать также не будем. Некоторые, наоборот, расширим. Например, кардионеврологическую реанимацию. Вы наверняка слышали – там на этот год запланирован капитальный ремонт. После ремонта в кардиореанимации будет уже не 8 коек, как сегодня, а 12. Соответственно, туда будут приняты люди, которые освободятся в других подразделениях.

– Что еще планируется делать?

– На сегодняшний день я уже приостановил плановую госпитализацию и плановые операции для всех иногородних. Если проанализировать сегодня структуру хирургической активности по больнице, то мы увидим, что 40% операций делается не бердянцам. А это и кислород, и медикаменты, и многое другое. Напомню, государство выделяет всего 600 грн на одного жителя города. Оказывая медицинскую помощь иногородним, как это не жестоко звучит, но помощь эта делается за счет бердянцев. Ни одна районная администрация не возмещает нам затрат на лечение их больных. 

– А больница вправе отказать? Раньше говорили, что не принимать больных врачи не имеют права...

– Мы не можем отказать в помощи, когда речь идет об ургентных случаях – когда необходима срочная помощь. Я же веду речь о плановых операциях. В таких мы сегодня отказываем. 

– Куда же человеку деваться?

– Я понимаю, что звучит это жестко. Но такому человеку нужно получать помощь либо по месту жительства, либо ехать в областную больницу. Но мы не можем лечить всех за счет горожан. Снова вспомните о 600 гривнах на одного бердянца. Каждый прооперированный иногородний уменьшает эту и без того небольшую сумму.

– Хорошо, я житель, к примеру, села Берестовое. Мне нужна какая-то плановая операция. Я готов за нее заплатить, тем более, Вы же наверняка знаете, что платить все равно приходится. Могу я приехать в бердянскую больницу, внести необходимую сумму, а взамен получить нужную мне операцию?

– К сожалению, система такова, что легально – официально – взять у вас деньги за лечение мы не можем. У нас нет такого права, нет даже калькуляции. Существуют варианты – например, благотворительная помощь. Но понятие благотворительной помощи настолько дискредитировано, что я об этом и говорить не хочу. Поэтому и отвечаю, что на сегодня нет механизма, чтобы официально принять от человека деньги. 

Акцент на поликлиническую службу и экстренную помощь

– Хорошо, если сокращать никого не планируется, если не ликвидируется ни одно отделение – откуда такие страшные слухи по городу?

– Я думаю, они исходят от некоторых руководителей среднего звена – от начальников отделений.

– Чем они недовольны? Я так понимаю, эти люди – врачи. При нехватке именно врачей, им чего бояться?

– Мы ведь не просто хотим сократить ставки и не просто прекратили принимать на плановые операции иногородних. Это только часть мер. Главная задача – навести порядок в медицинской системе. Я не хочу обобщать и говорить обо всех заведующих отделениями. Но некоторые превратили свои подразделения в свои личные вотчины. Им выгодна та трясина, в которой работает сегодня сфера здравоохранения. Наша задача – сломать эту порочную систему. Хотите работать только на себя – сегодня такая возможность есть: идите и создавайте частные клиники, открывайте частные кабинеты. А смешивать государственные интересы со своими – извините. Отсюда и недовольство. Я поручил начмедам по хирурги и терапии наладить жесткий контроль по вопросам госпитализации и выписки, запретил госпитализировать людей без предварительного должного обследования, если речь, конечно, не идет о срочных случаях. Вообще, конечная цель всего задумываемого – это перенос акцентов на два приоритетных направления. Первое – это амбулаторно-поликлиническая служба. Мы должны выявлять болезни на ранних стадиях, заниматься профилактикой заболеваний. Я Вам приведу пример: Англия в результате усиления данного направления работы смогла добиться двукратного сокращения инсультов и инфарктов. Только за счет медикаментозного лечения. А ведь инсульты и инфаркты – это не только жизни и судьбы людей. Это в том числе и экономика для системы здравоохранения. 

Второй приоритет – интенсивная терапия и реанимация. Те службы и подразделения, где спасают людей в тяжелых случаях. 

Вот два главных приоритета. Это не наше, бердянское, ноу-хау. Так работает система здравоохранения во всем мире. И нам не нужно выдумывать свой велосипед, нужно только изучать чужой опыт и внедрять его у себя. 

– Но ведь без изменений на уровне государства Вам не удастся принципиально изменить систему именно бердянского здравоохранения. В том же вопросе платного оказания медицинских услуг. Ведь не секрет, что сегодня и так все платят. А официально больница деньги взять не может. Более того, из-за этого вынуждена отказывать в плановых операциях иногородним, хотя с точки зрения экономики – это ж клиенты, которые везут свои деньги. Парадокс. 

– Сегодня все идет к тому, что изменения будут и на государственном уровне. Вольно – невольно, если говорить о платной медицине, мы идем к так называемому государственному заказу. Рано или поздно будет определен перечень услуг, который закажет для населения государство. То-то и то-то будет бесплатным, то есть оплачиваемым за государственный счет. За остальное придется платить самим. Я считаю, что оплачиваться государством должна скорая помощь, экстренная помощь и амбулаторно-поликлиническое направление. Кстати, развитие последнего должно вести к сокращению экстремальных срочных случаев. Изменятся со временем и подходы. Я вот на днях захожу в отделение сосудистого профиля. А один из пациентов достает сигареты и прямо в палате начинает курить. Я уже не говорю об этике, но что касается медицинской помощи – на Западе такому больному сказали бы, сначала бросьте курить, потом приходите. А тут ему оказывается лечебная помощь, а он тут же нейтрализует ее курением... 

Кстати, я вам скажу, что те программы в здравоохранении, которые инициирует сегодня президент Украины – они сильно перекликаются с теми проектами и программами, которые мы разрабатывали еще 6-8 лет назад. Вспомните, сколько было возмущений и опасений в отношении реорганизации детской больницы и роддома в коммунальное предприятие. А оказалось, что создание именно коммунального медицинского предприятия – это абсолютно правильный путь, и те успехи, которых на сегодня достигло коммунальное предприятие «Детская больница и роддом» во главе с Ириной Котляр, – лишнее тому подтверждение. 

Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы реформирование медицины сверху шло активнее. Ситуация давно назрела. Но пока этого нет, жить по-старому дальше все равно уже нельзя. И как бы кому не хотелось оставаться работать в трясине, вылавливая рыбку в мутной водичке, мы и в городской больнице будем менять эту ситуацию. Будем убеждать, растолковывать… Но наша конечная задача – выстроить структуру, которая будет работать не сама на себя, а на оказание медицинской помощи людям.




Останні новини Бердянська
сьогодні, 23 квітень, вівторок 2024
вчора, 22 квітень, понеділок 2024
19 квітень, п'ятниця 2024
18 квітень, четвер 2024

Всі новини БЕРДЯНСЬКА

На початок