Владимира Пикинера по праву считают «аксакалом местной политики». Наибольшую часть жизни он занимал руководящие должности, но с трепетом вспоминает те времена, когда юношеская мечта увидеть мир привела его в профессию строителя, когда работал в Монголии и России, возводил здания в курортном Бердянске. Он утверждает, что прожил три жизни и не прочь начать четвёртую. Сегодня Владимир Тарасович — наш собеседник.
— Вы родились в тяжелое послевоенное время в Германии. Как немцы относились к семьям советских военнослужащих после поражения в войне?
— Мои родители познакомились во время войны: отца ранило под Токмаком и он попал в госпиталь, где мама работала медсестрой. Позже папа служил в комендатуре города Шверин (Германия) и после окончания войны вызвал маму к себе. Там я и родился. Мы жили на квартире у немки, у которой муж погиб на войне. Но из рассказов родителей я знаю, что отношения с ней были ровными и уважительными. Она принимала активное участие в моём становлении, научила маму вести хозяйство и готовить. Неприязни не было. А я помню, что когда мы возвращались из Германии в СССР в полном плацкартном вагоне, вдруг сообщили о смерти Сталина. У проводницы был большой восторг, она рассказывала пассажирам о несправедливых арестах и казнях людей, о беспределе этого человека. Мой отец с ней спорил, а люди шушукались и боялись говорить… Мне до сих пор интересно, как дальше сложилась судьба этой эмоциональной женщины.
— Как Ваша семья оказалась в Бердянске?
— После Германии мы приехали на Вятку и в Киров, а когда отец уволился, в 1955 году переехали в Бердянск. Тут жили родственники мамы. Сначала жили на Лисках, позже переехали в свой дом на ул. Коцюбинского, 82. Отец работал инструктором в райкоме партии, затем занимался шелководством.
В Бердянске мне очень повезло со школьными учителями. В те годы среди педагогического коллектива и общественности Бердянска это были очень яркие личности. После четвертого класса ООШ № 6 моим классным руководителем был Николай Ерофеевич Огиенко — краевед, историк, свободомыслящий человек, который вовлекал нас в «Зарницы», приглашал на факультативные занятия. Когда построили ООШ № 20, нас перевели туда, а после восьми классов я опять вернулся в ООШ № 6 к Николаю Огиенко. В 20‑й школе моим классным руководителем была учительница украинского языка Майя Петровна Колодяжная, а завучем — Валентина Настасьевна Беленчикова. Благодаря факультативным занятиям по художественному искусству и литературе мы уже тогда знали Эренбурга, Золя, Джека Лондона, читали «Дело Артамонова» Горького. Навсегда запомнились школьные экскурсии в Киев, Керчь, Москву, Ленинград. Именно тогда у меня появился романтизм и огромное желание что‑то сделать.
— Поэтому Вы решили выучиться на строителя?
— Прежде чем стать строителем, я мечтал быть машинистом на паровозе. Я представлял себе, что паровозы ходят по всей стране и можно поехать, куда хочется. А когда узнал, что это не совсем так, решил, что надо стать строителем — опять‑таки, чтобы увидеть свет. Мне казалось, что это очень романтично — тут построили, туда поехали… В Днепропетровский инженерно-строительный институт поступал дважды. Между поступлениями работал слесарем-сборщиком на Заводе дорожных машин. В Днепропетровске учиться было тяжело, но интересно. После защиты военного диплома и присвоения звания лейтенанта сбылась мечта служить в армии офицером. Сначала я попал в мотострелковую дивизию в Чите, потом мы с товарищем пошли в штаб Забайкальского военного округа и попросились служить за границей. На следующий же день меня направили на точку М-281 на юго-востоке Монголии, недалеко от границы с Китаем. Я работал начальником строительных работ на запасном складе боеприпасов для авиационной дивизии, позже мы строили аэродром. Дела шли неплохо. Потом потребовалось построить дизельную электростанцию. Я долго думал, как при имеющейся технике построить градильню, и вскоре смонтировал ее. Как‑то командир бригады вызвал меня на совещание не моего ранга. Оказалось, что в Монголии ещё есть четыре или пять точек с дизельными электростанциями и везде нужны градильни. На совещании подняли одного специалиста, второго, а потом говорят им: «Вы — майор, а Вы — подполковник, а теперь послушайте лейтенанта». После презентации своей технологии монтажа я стал популярной личностью. А когда пришёл приказ об увольнении, многие были удивлены, что я офицер-двухгодичник. Кстати, когда уволился, пришёл приказ о присвоении звания старшего лейтенанта. Потом в прессе прочитал о строительстве Кольской АЭС, сделал запрос и прошел по конкурсу на должность мастера. Перед отъездом заехал домой к родителям. А они, как мудрые люди, попросили меня пожить с ними два-три месяца — сказали: не нагляделись ещё. Так я устроился в трест «Бердянскстрой» мастером, так я остался в Бердянске навсегда.
— В строительстве каких объектов Вы принимали участие?
— Это была поликлиника на Курорте, потом: водогрязелечебница, санаторий «Нива», база отдыха «Меотида», нынешние лагеря «Райский уголок», «Красная гвоздика», объекты начала застройки четвёртого микрорайона — улицы Орджоникидзе и Димитрова (кстати, мы там выкопали два винных подвала), различные предприятия и Дворец пионеров, за который мы получили Государственную премию. Очень жаль, что не успели его достроить. Ведь там, где сейчас находится «железный» рынок, должен был располагаться большой зал, а нынешний зал должен был служить входом в большой зал. Также мы строили канализационные насосы возле грязелечебницы санатория «Бердянск», в районе «Жовтневої хвилі», на косе, водоочистные сооружения по улице Морозова, Каховский водовод. Все объекты сложно перечислить. Сегодня, когда я иду по городу, я знаю, что лежит под асфальтом.
Я лидер, но всегда руководствуюсь фразой: «Человек должен быть системным». Неуправляемый человек не имеет права быть руководителем
— Ваша карьера начиналась с рабочих должностей, через девять лет Вас назначили первым заместителем, а еще позже — председателем Бердянского горисполкома. Многие годы Вы работали первым заместителем главы Запорожской облгосадминистрации. В чём секрет столь стремительного успеха?
— Я всегда старался добросовестно относиться к работе. В 29 лет стал депутатом и членом партии. Потом меня назначили заместителем управляющего трестом «Бердянскстрой» Грачёва Михаила Алексеевича. В это время вышло постановление ЦК КПСС о поднятии Нечерноземья. За городами закрепляли определенные сёла, за нашим краем закрепили Орловскую область. Как‑то вечером раздался звонок, и мне сообщили, что в 10.00 нужно быть в Запорожском обкоме партии. Я не буду долго рассказывать, как пришлось ухищряться, чтобы за ночь добраться из Орла в Запорожье, как переодевался на Фестивальной площади в принесенный родственниками костюм… Думал, предложат новый строительный объект. А когда оказался «на ковре», неожиданно сообщили, что меня рекомендуют на должность первого зама горисполкома. Дальше я работал председателем Бердянского горисполкома, руководителем Главного планово-экономического управления исполкома Запорожского облисполкома, первым заместителем главы Запорожской облгосадминистрации… Знаете, почему я в последний раз ушёл из облгосадминистрации? Ко мне поступила одна просьба от влиятельных в бизнесе людей, потом повторная, потом указание. Я сказал, что буду заниматься этим вопросом, если получу поручение от губернатора. А мне сказали: «Это фигура политическая, а Вы — исполнитель». На что я ответил: «Пока я здесь сижу, командовать мной из пятисотого Мерседеса невозможно». Написал заявление и ушёл. Спустя некоторое время мне предложили должность начальника Бердянского морского торгового порта.
— Не жалеете?
— Я благодарен судьбе за то, что был не только строителем, а прожил три жизни — в строительстве, в исполнительной власти (почти 18 лет) и в морском транспорте. Может, еще четвёртая будет? Но если бы сегодня сказали начинать жизнь сначала, я бы выбрал третью. В этой сфере чаще видишь результат своей работы и получаешь моральное удовлетворение от сделанного. У строителей, какой бы объект ты не сдавал, у тебя никогда нет морального удовлетворения: ведь сдать что‑то без недоделок, при том отношении к труду, которое есть, очень трудно. И вообще, в сложные времена бессмысленно ожидать благодарности со стороны за то, что делаешь.
— Вы лидер по натуре?
— Я лидер, но всегда руководствуюсь фразой: «Человек должен быть системным». Потому что человек, который неуправляем, не имеет права быть руководителем. Нужно быть лидером, но только в рамках своей ответственности. Нужно не стесняться говорить правду вышестоящему руководству, но при этом не идти на конфликт, а спорить ради дела. Главное для лидера — определить цель и собрать людей, которые подчинены идее достигнуть этой цели. Второе моё убеждение — человек мстительный не может быть руководителем, третье — люди кричат от собственного бессилия. Начальник должен быть демократом и понимать, что его свобода заканчивается там, где начинается свобода другого.
— Накануне последних президентских выборов Вы выступили как доверенное лицо кандидата в Президенты Украины Юлии Тимошенко. Победа Виктора Януковича повлекла для Вас, как руководителя порта, какие‑то последствия?
— Последствия могли бы быть. На сегодня не вижу предвзятости со стороны руководства Министерства и региональных властей. Наоборот, полная поддержка программы развития порта. К тому же, по некоторым вопросам государственной важности не могу поддерживать нынешнюю оппозицию. Например, по отношению к Крыму, России и Черноморскому флоту. Считаю, что правительство сделало правильный шаг, который должен послужить фундаментом для повышения благосостояния человека. Это экономика. Поэтому, когда меня попросили оказать помощь оппозиции в протестном движении, я не согласился. И это не предательство, это моя личная позиция. Пока есть здоровье и ум в голове, я еще поработаю, а потом, если нужно будет, сам уйду. Отдыхать не собираюсь.
Владимир Тарасович Пикинер родился 12 июля 1948 года в городе Шверин (Германия) в семье военнослужащего. В 1972 г. окончил Днепропетровский инженерно-строительный институт по специальности «инженер-строитель». С 1974 г. работал на строительных предприятиях слесарем. 1980–1983 гг. — мастер, заместитель руководителя треста «Бердянскстрой» Минтяжстроя Украины. 1983–1987 гг. — первый заместитель главы Бердянского горисполкома. 1987–1991 гг. — председатель Бердянского горисполкома. 1991–1998 гг. — руководитель Главного планово-экономического управления Запорожского облисполкома, первый заместитель главы облгосадминистрации. В 2000–2002 гг. — начальник Главного управления экономики, заместитель главы облгосадминистрации. С февраля 2004 г. — начальник Бердянского морпорта.
(Источник “Бердянские ведомости”)