Что будет с тарифами на воду и долгами концессионера?
В прошлом номере нашей газеты мы писали о том, как происходила передача имущества, находящегося в концессии, в собственность громады. Но что дальше? Стоит ли теперь громаде ожидать повышения тарифов на воду? И как быть с долгами, накопленными за период хозяйствования «Чистой воды», — не лягут ли они на плечи Горводоканала, а значит, его абонентов, или на плечи городского бюджета, то есть местных налогоплательщиков?
Спешите мыться, пока не стало дороже
Воду бердянцам уже поставляет Горводоканал, хотя ещё не урегулированы все юридические нюансы. Предприятие только получает лицензию на оказание соответствующих услуг, ещё не заключило договора с Облводоканалом и Облэнерго, а также не может оформить своих сотрудников по трудовой книжке.
— Налицо юридический саботаж передачи предприятия со стороны «Чистой воды», из‑за чего на неделю-полторы откладывается полноценное исполнение услуги Горводоканалом, — возмущается директор КП «Горводоканал» Валерий Семенюта. — Получается, что подача воды горожанам осуществляется на оборудовании Горводоканала, но собирать деньги за услуги водоснабжения с юридической точки зрения имеет право «Чистая вода». Концессионер, хватаясь за соломинку, не увольняет работников: директор «Чистой воды» болеет, и подписать заявления об увольнении больше некому. Поэтому люди оформлены у нас как совместители.
Пожалуй, один из самых животрепещущих для горожан вопросов — изменится ли тариф на воду? И если да, то насколько? В апреле нынешнего года концессионер настаивал на том, что реальный тариф на днепровскую воду — около 20 грн. / куб. м. Действительно ли именно такой заоблачный тариф — реален? Что, если Горводоканал поднимет его до таких пределов?
— Скажу так: 20 гривен за кубометр быть не может. Такой тариф — это же ЧП на всю Украину! — утверждает Валерий Семенюта.
Но всё же, по его словам, за воду, как днепровскую, так и бердовскую, бердянцам придётся платить больше. Но насколько больше и когда произойдёт повышение — на эти вопросы директор Горводоканала ответить пока не готов.
— Повышать тариф я не хочу, но другого выхода нет: затраты на водоснабжение на 40 % превышают размер тарифа. Каким он должен быть, пока неизвестно, новые расчёты будем делать через месяц-полтора, — говорит Валерий Григорьевич. — Мы даже не знаем, будет ли тариф установлен на уровне экономически обоснованного или он будет убыточным — в таком случае городские власти переложат часть затрат на местный бюджет или привлекут инвестиции.
Горводоканал пытается «привязать» качество поставляемой в Бердянск днепровской воды к стоимости «куба».
— Облводоканал нередко подаёт днепровскую воду, не соответствующую ГОСту и санитарным правилам и нормам. В договоре, который мы сейчас перезаключаем с Облводоканалом, мы хотим прописать: подаёте качественную воду — получаете за неё оплату в размере 100 %, подаёте некачественную — снижайте цену, не указывайте, что вода питьевая, — поясняет директор Горводоканала. — Потому‑то с подписанием договора вышла задержка — мы его дорабатываем.
Генеральный директор КП «Облводоканал» Николай Никулин уверяет, что в неудовлетворительном качестве воды виновато «плодотворное» сотрудничество с концессионером, и считает, что ни в какой доработке договор не нуждается:
— До лета 2010 года нареканий на качество воды не было. Но после того, как из‑за недоразумений с концессионером мы то прекращали подачу днепровской воды, то вновь её возобновляли, «дергали» водовод, меняли технологический режим — появились отклонения по качеству воды, тем более что водовод работает по временной схеме, ряд технологических объектов так и не достроен.
По словам Николая Никулина, подписание договора с Горводоканалом затягивается потому, что к консенсусу оба коммунальные предприятия прийти не смогли.
— Мы хотим, чтобы осталась без изменений существовавшая практика, когда доочистку воды, имеющей отклонения по цветности, мутности и содержанию железа, мы проводили за свой счёт, — говорит Николай Иванович. — От такой схемы работы мы не откажемся ни за что. А вариант, когда бы Горводоканал получал воду и, придравшись к чему‑то, нам не платил, нас не устраивает. Если на этой неделе договор с Горводоканалом не будет подписан, мы обратимся в суд.
Кто будет платить за битые горшки?
Ещё один важный вопрос: кто будет гасить долги «Чистой воды»? Суммы задолженности весьма солидные: по словам Валерия Семенюты, «Чистая вода» накопила 16 млн грн. долга перед Облводоканалом и 12 млн грн. перед Облэнерго.
— Горводоканал выплачивать эти долги не будет, мы на себя таких обязательств не брали, — говорит он. — Как решится эта проблема, не знаю.
Помощник гендиректора ОАО «Запорожьеоблэнерго» по связям с общественностью Елена Никитчина уточнила, что «Чистая вода» задолжала Облэнерго около 14 млн грн. С кого будут взыскивать миллионы долга, пока неясно.
— Сначала должен решиться вопрос со статусом водоснабжающего предприятия: станет ли оно правопреемником «Чистой воды», а соответственно, и хозяином долга, или нет. Если станет, тогда наши претензии будут обращены к нему. Если нет — тогда платить нам будет «Чистая вода». Когда ситуация прояснится, тогда мы и начнём предпринимать соответствующие действия, — поясняет Елена Николаевна. — Статус предприятия, которое оказывает услуги водоснабжения Бердянску, нам неизвестен. Мы знаем, что решением суда «Чистая вода» была лишена лицензии, но никаких документов, подтверждающих это, у нас нет. Соответственно, мы даже не можем расторгнуть договор с ООО «Чистая вода — Бердянск» на услуги энергоснабжения и заключить договор с новым исполнителем услуг по водоснабжению, к тому же с нами никто не ведёт переговоров по этому поводу.
Представители Облводоканала более пессимистично относятся к перспективам возврата своих денег.
— Горводоканал с юридической точки зрения не является правопреемником концессионера, а значит, 16 миллионов гривен долга должна выплачивать «Чистая вода». Но «Чистая вода» сейчас является банкротом, и банкротим её мы. Где это ООО возьмёт деньги на выплату долгов, если средства из него выведены? — возмущается Николай Никулин. — К большому сожалению, из‑за неправильных и непродуманных действий предыдущей городской власти в результате пострадал Облводоканал, вся тяжесть ситуации возложена именно на нас.
Валерий Семенюта ранее сообщал газете, что имущество принимали как можно скорее, закрыв глаза на его состояние, а состояние это было ужасным: в течение двух лет концессионер его не ремонтировал. Но, если бы в связи с этим начали судиться с «Чистой водой», то «избавление» от концессионера затянулось бы не на один год. Каков размер убытков, Горводоканалу ещё предстоит подсчитать.
— У концессионера сгорели резервные насосы и электродизели, 10 единиц автотранспорта вышло из строя, — перечисляет ущерб Валерий Семенюта. — Крайнего здесь не найти, и ущерб никто возмещать не будет. Горбюджет выделил 500 000 гривен на приобретение недостающего оборудования. А то, что не подлежит ремонту, будет списано.