Здесь будет новый пляж?

А что будет со старыми?

Активному размыву подвергается не только центральная часть косы. Весной сильно размыт лечебный пляж курорта «Бердянск»

В прошлый четверг, 5 мая, местные власти вместе с проектантом, генподрядчиком и субподрядчиком, занимающимися восстановлением береговой линии на Средней косе, подводили промежуточные итоги своей работы. Планируется, что уже к лету будут восстановлены пляжи на Средней косе. Это, конечно, хорошо, но где гарантия, что эти пляжи не будут снова размыты?

Вся сила — в песке

По словам городского головы Алексея Бакая, главная цель — оптимальное соотношение цены и качества работ: на всё про всё на 2011 год государство выделило 13  015  000 грн.
А к началу курортного сезона нужно восстановить, как было обещано губернатору Запорожской области Борису Петрову, пляжи на Средней косе на отрезке в 1,5 км. Хотя есть сомнения, что весь объём работ успеют выполнить в срок.
— Но один километр береговой линии восстановить точно получится, — уверен мэр.
Земснаряд, «перебрасывающий» песок с западной части косы на восточную, начал работать ещё в середине апреля.
— «Азовгидрострой» сейчас при помощи землесосного снаряда восстанавливает береговую линию в самом узком перешейке Бердянской косы. В район длинной стоянки перемещено уже 18 000 кубометров песка при необходимых 24 800 кубах. Но и этот объём — не окончательный, — сообщила представитель субподрядчика, директор компании «Азовгидрострой» Нина Емец.
Как она пояснила, работы ведутся таким образом, что автомобильное движение по Средней косе не перекрыто.
Представитель проектной организации, главный инженер ООО «Лакоса» Анатолий Костюков добавил, что проект ещё в 2008 году прошёл все экспертизы, было начато строительство береговых сооружений. Но завершено оно так и не было.
— Полгода мы мониторим процессы, происходящие в районе размыва. Согласно нашим научно-геологическим обоснованиям, подпитка косы и восстановление пляжей — разумные, действенные мероприятия, — говорит Анатолий Николаевич. — На этот раз мы рассмотрели различные возможности и нашли варианты подпитки косы за счёт её собственных резервов. Такой метод рекомендуется во всём мире при выполнении подобных работ.
Анатолий Костюков заверил, что при заборе песка из Бердянского залива для восстановления пляжей близлежащие острова не пострадают.
— Задача сложная, так как из всего комплекса берегоукрепительных работ будет выполнена только береговая защита — сооружена цепь прерывистых волноломов, которая поможет удерживать наносы и не позволит разрушать берег, — рассказывает о том, что будет в перспективе, Анатолий Николаевич.
Волноломы изначально будут представлять собой Т-образные сооружения, верхняя «перекладина» которых останется и будет защищать береговую линию. А «основание» этих сооружений — временное, предназначенное лишь для того, чтобы по ним завозить бут для строительства дамб. Был найден способ удешевить работы, насколько это возможно, — «основание» делать не бутовое, а из песка, менее дорогостоящее.
Алексей Бакай сообщил, что есть намерение при выполнении берегоукрепительных работ задействовать передовые технологии и отказаться от использования бута, который всё равно «съедается» морем. А вот что это за технологии — пока секрет.
По словам первого заместителя городского головы Сергея Матвеева, Анатолия Костюкова и представителя генподрядчика, главного инженера Севастопольского подводно-технического отряда Сергея Педасюка, все работы ведутся в соответствии с проектной и разрешительной документацией. Были пройдены все экспертизы, получены разрешения на строительные работы и разрешения экологических инстанций.

Песок из залива — вред или польза?

На сайте нашей газеты читатели «Бердянских ведомостей» высказывают сомнения в том, что, несмотря на все полученные разрешения, работы по восстановлению береговой линии ведутся правильно, и предлагают свои варианты их проведения: «Намывать восточную сторону косы, забирая песок в заливе, — это все равно, что пилить ветку, на которой сидишь. Нельзя намывать пляж с восточной стороны косы песком из залива. Морской песок для нужд строительства использовался с начала основания города до конца семидесятых, особенно интенсивно в последние годы. В результате в разы уменьшился Дзендзик, другие острова просто исчезли», «Землесос почти у дороги — дождётесь, что и дорога поползет!», «Без укрепления косы не обойтись, но намывать грязь из залива — это преступление», «Ну зачем же со стороны залива? За вторым узвалом нужно, чтобы образующаяся траншея играла роль дополнительного волнолома, а также в ней будет накапливаться песок для последующих работ. А «муляку» из залива успешно через год смоет и восстановления не произойдёт, где потом копать будете?»

Мы обратились за комментарием к специалистам организации, также занимающейся проектными разработками береговых работ. Начальник Азовской проектно-изыскательской экспедиции ЧерноморНИИпроекта Сергей Хромов рассказал, что такой метод восстановления пляжей, как байпассинг — перевалка грунта с одного места на другое, используется во всём мире и в данном случае может быть полезным. Но окончательно об эффективности береговосстановительных работ можно будет судить только после штормов: они‑то и покажут, есть ли здесь слабые места.

— Нашу организацию не привлекали к проектным работам по восстановлению пляжей, но я выезжал на Среднюю косу — с виду процесс положительный, — сказал он.

Окончательно об эффективности береговосстановительных работ можно будет судить только после штормов

Начальник Бердянской гидрогеологической экспедиции Станислав Лобода настроен не так оптимистично.

— Считаю, что отбор песка со дна моря для намыва пляжей приведёт к разрушению побережья косы вблизи места отбора. Остров Большой Дзендзик может полностью исчезнуть, как пропал Малый Дзендзик, когда в 1977 – 1978 годах морпорт отбирал песок с морского дна. А пляжи, намытые в районе длинной стоянки при помощи земснаряда, могут просуществовать недолго — во всяком случае, все эти процессы вполне вероятны, пока на Средней косе находятся буны. Мы наблюдаем за процессами, происходящими с побережьем косы, вот уже 30 лет, и опыт наблюдений показывает, что строительство «шпор» или бун приводит к быстрому намыву береговой линии с восточной стороны «шпоры» и одновременно — к быстрому разрушению с западной стороны. Например, в 2009 году в результате строительства буны на территории базы отдыха «Аркада» размыло пляж соседней базы отдыха «Таврида». Если разобрать хотя бы первую буну, то тогда песок, задерживаемый на северо-восточной части буны, волновой энергией и прибрежными течениями переместится на юго-запад и частично восстановит размытый пляж, — говорит Станислав Петрович. — Но кто из владельцев близлежащих баз отдыха станет разбирать буну, которая укрепляет именно его участок пляжа? И неужели город выделит средства на то, чтобы разобрать «шпоры», находящиеся на частных участках? Более того, бун становится только больше: визуальное обследование центральной части косы, проведённое в декабре 2010 года, показало, что строительство берегозащитных сооружений приобрело массовый характер.

Станислав Лобода предполагает, что строительство цепи прерывистых волноломов, которое тоже входит в планы местных властей, может помочь в берегозащите, хотя и уточняет, что намыть песчаную «дорогу», по которой волноломы будут сооружаться, весьма непросто.

По словам Станислава Петровича, о мерах, при помощи которых можно остановить разрушение косы, говорилось неоднократно: это введение запрета на самовольное строительство берегоукрепительных сооружений владельцами баз отдыха и демонтаж уже существующих бун, а главное — демонтаж первой «шпоры», построенной осенью 2007 года. А также — сохранение естественных барханов на пляжах и произрастающей там растительности, высадка на пляжах деревьев; запрет на отбор песка со дна моря для намыва пляжей.

«Вернётся» ли пляж?

Искусственный намыв пляжа на Средней косе должен быть закончен к началу курортного сезона

В течение зимы-весны был сильно размыт один из пляжей Курорта. Генеральный директор ЗАО «Приазовкурорт» Владислав Пономаренко рассказал, что данное природное явление, к сожалению, происходит не первый год.

— В прошлом и позапрошлом году пляж как размывало, так и намывало. В нынешнем году такого восстановления пока не произошло, но надеемся, что пляж ещё намоет, — говорит он. — Причина размыва в том, что из‑за изменения розы ветров меняется внутренний ландшафт узвала — песчаного барьера, находящегося в 300 метрах от берега, и разрушается береговая линия.

Сейчас «Приазовкурорт» устраняет вызванные морской стихией разрушения, оказавшиеся небольшими.

Станислав Лобода пояснил, что пляжи на Курорте размывало и раньше, и при изменении направления ветров пляж может снова намыть. Хотя, по его словам, после строительства буны сложно предугадать, как поведёт себя море.