Врач по контракту. Какую страховую медицину задумали в Минздраве

Как будет работать анонсированная система страховой медицины и придется ли украинцам дополнительно выворачивать карманы

Личный семейный врач, отмена привязки к конкретной поликлинике и пакеты гарантированых бесплатных услуг, – с 2017 года в Украине должна заработать модель страховой медицины, в которой медики будут финансово заинтересованы в количестве своих пациентов и качестве их лечения. Во всяком случае, с таким анонсом выступила команда ио министра здравоохранения Ульяны Супрун, которая вошла в Кабинет министров в июле-сентябре этого года.

По задумке авторов реформы, в течение трех лет украинская система здравоохранения должна перейти от советской модели финансирования к современной страховой. Но эксперты сомневаются, что переход начнется в объявленный срок: пока планы Минздрава озвучиваются только на словах, а конкретных решений на бумаге – нет.

Как это работает в развитом мире

Условно говоря, в развитых странах действуют три модели страховой медицины. Одна из самых известных – американская, где каждый страхуется самостоятельно в частных страховых компаниях, хотя часть взносов может покрывать и работодатель. Как рассказали корреспонденту ЛІГА.net  несколько украинцев, живущих в США, в среднем полис стоит 200-300 долларов в месяц, при этом обычные визиты к врачу остаются платными – 25 долларов за прием, а расходы на госпиталь страховщик начинает покрывать, только когда они превышают тысячу долларов. В двух других моделях задействовано государственное страхование. В немецкой страховым взносом облагается работодатель: пока работаешь – застрахован ты и твоя семья. Британская модель создана с философией, что медицина и другие социальные услуги – право граждан. Человек застрахован не потому, что работает, а потому, что является гражданином страны.

“Эту философию мы и строим в своей системе. Поэтому и не вводим взносы с работодателей, а используем общие налоги”, – рассказал в комментарии ЛІГА.net заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк.

Что предлагает Минздрав

Переход на страховое финансирование медицины планируется провести в течение трех лет, до 2020 года. Первые изменения для украинцев и врачей должны начаться уже со следующего года.

“В Украине страховой медициной принято называть или персональное страхование в частных компаниях, или страхование сотрудников работодателями. И все думают: ага, значит, нам теперь придется платить деньги и покупать страховку. Мы говорим о страховой модели медицины, которая не предусматривает никаких дополнительных взносов. Она базируется на тех налогах, которые мы и так платим. Но теперь государство будет их использовать на страхование на случай болезни. Такая модель действует в Великобритании, скандинавских странах”, – пояснил заместитель министра.

Министерство здравоохранения планирует использовать общие налоги, которые аккумулируются в государственном бюджете, но ударение делать на страховом принципе: оплачивается результат. С 2017 года система заработает для первичной медицинской помощи – педиатра, терапевта, семейного врача. “Это тот врач, с которым у пациента должен быть постоянный контакт. Как во всей Европе: когда человек болеет, он сразу звонит своему врачу”, – пояснил Ковтонюк.

Советник ио министра здравоохранения Александр Жигинас в комментарии ЛІГА.net уточнил, что до 80% проблем со здоровьем украинцев могут быть эффективно решены именно на первичном этапе. “Это работа на предупреждение, где профилактика всегда лучше лечения. Реформа первички касается 100% украинцев – как людей, которые имеют проблемы со здоровьем, так и здоровых, которые не хотят болеть. Способы организации эффективного первичного звена давно известны и хорошо изучены. Начало реформы именно с первички решает много задач, и ее следствием должен стать реальный результат для максимального количества людей. После первички реформа перейдет на другие уровни”, – отметил он.

По задумке МОЗ, врач будет получать доход за конкретного человека, который заключил с ним договор, а не по виртуальной тарифной сетке зарплат. Это должно мотивировать к качественному предоставлению услуг. “Те врачи, к которым идут много пациентов, смогут хорошо зарабатывать в такой системе”, – пояснил Ковтонюк.

Кто будет страховщиком

Роль страховщика будет выполнять Национальное агентство медицинского страхования. Это агентство должно заключить контракты с центрами первичной медицинской помощи, поликлиниками, частными медицинскими практиками. В контрактах будет прописано, что средства выделяются за конкретного пациента по конкретному тарифу.

Каким будет этот тариф, Павел Ковтонюк пока не говорит: “Я не хотел бы называть окончательные цифры: закончим расчеты и скоро озвучим. Могу сказать, что тариф будет варьироваться с поправкой на возраст и пол пациента. Например, дети требуют больше внимания, чем здоровые молодые мужчины. А значит, и тариф должен быть выше”.

Национальное агентство будет только оператором страховых средств. За ним закрепят всего несколько функций. Первая – заключить контракты с поставщиками медицинских услуг, вторая – контроль качества, и третья – сбор информации и статистики.

“Коррупционные риски, я считаю, минимальны. Агентство не распределяет средства вручную. Кому платить – решает пациент. А у агентства есть четкое указание, сколько и куда платить в зависимости от выбора пациента. Фактор административного ручного распределения средств мы снимаем. Все делается автоматически”, – утверждает Ковтонюк.

“Вообще, коррупционных рисков нет там, где нет денег. Но, например, создание отдельного страхового фонда содержит больше коррупционных рисков, которые еще сложнее контролировать. Именно поэтому будет создан оператор средств, который не владеет этими деньгами, но обеспечивает прозрачные операции с ними, направляя средства из государственного бюджета врачам за конкретные услуги для людей”, – добавил Жигинас, отвечая на вопрос ЛІГА.net.

Что меняется для пациентов 

С 2017 года каждый гражданин должен заключить договор с конкретным врачом. Выбор не ограничен: МОЗ отменяет привязку к месту прописки или проживания. “Люди могут сами выбрать хорошего врача, которому доверяют и который будет обслуживать всю семью. Врачи будут получать зарплату по факту подписанных договоров. По факту того, что вы его выбрали. Зарплаты в традиционном понимании у них больше не будет. Доход зависит от того, сколько пациентов. Мало – значит, доход будет низким. Достаточно – хорошим. Расчет на то, чтобы врач был финансово мотивирован оказывать качественные услуги, а не сидеть на зарплате, потому что у него диплом есть. Думаю, врачи при такой системе сами будут ходить за пациентами”, – говорит Ковтонюк.

По его словам, сейчас заканчивается работа над перечнем услуг, которые будут входить в страховой пакет. “Это очень важно. Должны быть четкие обязательства между сторонами: на что пациент имеет право и на что врач имеет право. Например, вызов врача на дом: нужна четкая аргументация, в каких случаях это возможно, – пояснил замминистра. – То же самое касается лабораторных услуг. Мы еще изучаем этот вопрос. Очень хотелось бы включить их в пакет, но надо до конца изучить их наличие в конкретных поликлиниках. Работаем с регионами, чтобы нам дали такую информацию. На мой взгляд, лучше начать с меньшего, но дать людям 100% и со временем расширить пакет услуг, чем пообещать много и не выполнить”.

А вот ремонты поликлиник, модернизация и сервис под страховую программу не попадают – правительство не может себе этого позволить. “Это дело собственников, – считает Ковтонюк. – В большинстве случаев собственниками являются местные власти. Работаем с ними, чтобы они нам помогали и начали приводить в порядок свои медицинские учреждения”.

Реакция врачей

Семейный врач в поселке Краковец (Львовская область) Игорь Заставный работает на полставки. Его зарплата на этой работе сегодня не превышает 950-1000 гривень. “Так, как сейчас, уже нельзя продолжать существовать. Я не знаю, правда, как они это будут воплощать в жизнь, но сама идея очень хорошая”, – рассказал он ЛІГА.net. По его словам, реформа увеличит количество обращений людей к семейным врачам, а соответственно, заинтересованность врачей и качество профилактики болезней.

“Если ты хороший врач, то люди к тебе будут ехать даже на большое расстояние. А если ты, не хочу коллег обидеть, условно говоря, плохо выполняешь свои обязанности, то неизвестно, стоит ли держать таких людей в медицине”, – добавил он.

Игорь Заставный уточнил, что среди врачей есть и много скептиков, которые не до конца понимают механизмы страховой медицины. “И очень много коллег считают, что нам вообще нужна платная форма медицины, чтобы человек оплачивал услуги врача в кассу. Но я не думаю, что это лучше”, – отметил медик.

Ровенский детский врач Павел Сильковский в беседе с ЛІГА.net обратил внимание на то, что внятной информации о том, как именно должна функционировать страховая медицина в Украине, очень мало: “Да, говорят много, но в основном это общие фразы. Поэтому мнения коллег очень разнятся. Я не вижу существенного преобладания какого-то мнения. Здесь сказывается еще и тотальное недоверие ко всему, что говорит или делает власть. Я пытаюсь быть в теме, но и сам путаюсь в том, что говорят чиновники. Например, в какой-то момент МОЗ отменяет приказ 33 о штатном расписании медицинских учреждений. Теперь уже главный врач сам может корректировать количество сотрудников. Например, скажем, если в больнице по штату есть 10 хирургов, а всю их работу могут делать 5, то нормально было бы оставить 5 лучших и дать им вдвое большую зарплату. Но нет. Зарплата хирурга определяется тарифной сеткой, и на нее главный врач не влияет. Теперь оптимизация кадров ничего не даст. Вместе с тем, если он возьмет на работу дополнительных сотрудников, то никто ему финансирование не добавит. Так для чего была тогда отмена приказа?”

Большинство врачей, говорит он, поддерживают изменения, но недоверие к власти нивелирует желание реформы: “На самом деле, реформе должна предшествовать мощная информационная кампания с четкими меседжами как для пациентов, так и для медиков”.

Пока только разговоры

Как рассказала ЛІГА.net эксперт РПР Зоряна Черненко, предложения Минздрава по страховой медицине созвучны тем, которые в экспертной среде обсуждаются уже больше десяти лет. “Но никаких конкретных решений нет. Конкретные решения – это хотя бы проекты нормативных актов. Тогда можно что-то обсуждать. Пока есть только общие фразы. Нет проектов, нет решения Кабмина даже об утверждении концепции. Гройсман эту концепцию видит уже больше года, наверное. Из которых несколько месяцев – уже как премьер. А Кабмин ее даже не утвердил. И концепции, опять же, недостаточно. Мы видели по концепции децентрализации, что одно дело ее написать, но куда важнее, какие решения потом принимают, какие законы голосуют”, – отметила она.

По ее словам, нормативные акты еще до утверждения должны пройти общественное обсуждение, согласование в министерствах: “Время идет, 1 января скоро настанет, а документы еще даже не обсуждались. И если с 1 января начинать выделять средства напрямую врачам, это означает, что до 1 января должны быть заключены все контракты. Поэтому системно, для всей страны – я думаю, мы уже не успеваем. Разве что будет сверхбольшая политическая воля Кабмина, и они за два месяца сделают всю работу”.

В команде Ульяны Супрун утверждают, что все успеют. “Важно понимать, что речь идет не о том, чтобы просто принять очередной закон или постановление и спустить их на исполнение. Речь о том, что с 1 января начинается внедрение новой системы, которое будет проходить в несколько этапов. В этом процессе будут определены четкие задачи для всех и время на их выполнение. Наша задача – максимально смягчить этот переход, сделать его понятным и необременительным для врачей и пациентов”, – сказал Жигинас.

Более детальный план реформирования команда Супрун обещает раскрыть в течение недели.