На этот раз священник Олег Николаев, настоятель храма во имя Святой Троицы отвечает всего на один, но очень важный вопрос.Традиционно вопросы священнику можно задать по редакционным телефонам: 7-36-67 или 7-06-67 или прислать SMS с вопросом на номер: (067) 427-84-92.
— Отец Олег, я Вас очень уважаю, и поэтому интересуюсь именно у Вас. Поясните, пожалуйста, почему Христос не смог защитить невинно убитых младенцев, пострадавших фактически из-за него? Означает ли это, что Господь таким образом наказал их, так как они были дети грешных родителей? Или как тогда можно объяснить смерть этих невинных?
— Насколько я могу понять, Вы, вероятно, спрашиваете об убийстве Вифлиемских младенцев, уничтоженных по приказу царя Ирода. Прежде ответа, маленькая ремарка.
Сегодня количество абортов в Украине втрое превышает европейские показатели. Мы сами, а ни какие-то злодеи и ироды, совершенно сознательно ежегодно убиваем несколько миллионов своих собственных детей, не испытывая при этом даже угрызений совести. Убийство 14000 вифлиемских младенцев просто меркнет перед масштабами кровавой бойни, устроенной нами не в далеком и для многих почти сказочном Вифлиеме, а в собственной стране и с собственными детьми. И, к несчастью, этой кровавой бойне не видно конца. И пока я пишу эти строки, мои соотечественники: и мужчины, молчаливо соглашающиеся и считающими себя ни при чем, и женщины, оправдывающиеся различными, всегда «благовидными» предлогами, продолжают также, как и вчера убивать своих не рожденных младенцев.
Теперь вернемся к Вашему вопросу. Если посмотреть шире, то станет ясно, что Ваше недоумение касается, не только страданий невинных вифлиемских младенцев, но и вообще, всякого зла, которое, как мы видим, свободно действует в мире, очень часто попирая справедливость и добро. Это один из самых распространенных в обывательской среде вопросов, который часто задают служителям Церкви и, нередко, гневно обращают к Богу. Многим, особенно неверующим людям этот вопрос кажется тупиковым и практически неразрешимым. Чтобы правильно ответить на него, нам необходимо, прежде всего, понять откуда появилось зло в этом мире и что является его источником или причиной. Многие наши современники практически не сомневаются в том, что все в мире построено на паритетном (равном) соотношении добра и зла, которые для обеспечения гармонии мира должны находиться в равновесии. Да и сам Бог, по их мысли, соединяет в себе одновременно и добро и зло. Именно такие мировоззренческие убеждения нам активно навязывают через кино, телевидение и газеты, пропагандируя разнообразные языческие религиозные системы и практики, такие как: индуизм, буддизм, магию, даосизм, теософию, Агни-йогу, тибетскую медицину, фен-шуй и многое — многое другое. Центральной идеей любого из подобных мировоззренческих представлений является утверждение о том, что добро и зло, просто разные стороны одной и той же медали (вспомните значок инь-янь). А раз так, значит, Бог является причиной и добра и зла, одновременно.
Христианское вероучение категорически опровергает такие представления о Боге. Бог не является творцом зла, Он есть всецелое добро и полнота любви. Апостол Иоанн так прямо и пишет: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8). Откуда же тогда взялось зло, спросите вы?
Бог творит человека по своему образу и подобию — это значит, что человек становится наследником божественных свойств. Пожалуй, самым главным из них является свободная воля. Только человек, единственное из творений Божьих, живущих на земле, имеет возможность поступать так, как он сам желает, руководствуясь своей свободой, и, распоряжаясь ею по своему усмотрению: либо, творя добро, либо, совершая зло. Все остальные существа на земле, братья наши меньшие, в своей жизни руководствуются жестко детерминированной программой, заданной Творцом — инстинктами.
Наши с вами прародители Адам и Ева, проявив свою свободную волю, совершили первый грех на земле, и в результате отпали от Бога, как источника вечной жизни. Они добровольно впустили в себя зло, которое стало частью их естества и привело первых людей к смерти. Мы, их потомки наследуем смерть, как генетическую болезнь из поколения в поколение от наших родителей и передаем ее нашим детям. Очень важно знать, что источником зла (согласно христианскому вероучению), а значит всякой неправды и греха, да и самой смерти, является сатана, который и подтолкнул наших прародителей Адама и Еву к грехопадению. Христос так и называет его: «…он был человекоубийца от начала…ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44). Поэтому, всякий грех, даже кажущийся самому человеку мелким и незначительным, отдаляет его от Бога, и приближает к сатане. Соответственно, и поступки его, в этом случае, становятся «сатанинскими». Подводя некий промежуточный итог, мы можем сказать, что первопричиной зла был сатана, который первым восстал против Бога (об этом уже неоднократно писалось в ответах на вопросы читателей «Делового») и он же соблазнил на грех наших прародителей. А источником зла, становится любой человек, совершающий грех. И Бог здесь не причем. Бог творит землю со всем, что ее населяет «добро зело», творит только для человека: «И благословил их (людей — прим. авт.) Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1, 28). Шесть дней или периодов Божественного творчества завершаются седьмым днем: «совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2, 2). Это значит, что Бог, сотворив все для человека и установив незыблемые законы (например, закон всемирного тяготения, круговорот воды в природе и т. д.) передает все человеку, желая, чтобы тот, используя свободную волю к творчеству, смог бы усовершенствовать этот мир, сделать его еще лучше. Но, человек чаще всего, вместо следования по пути, уготованному ему Богом, выбирает зло. Именно стремление ко злу, как проявление свободы, чаще всего берет верх в человеке. А это, в свою очередь, приводит к войнам, насилию, преступлениям, убийствам, таким, например, как убийство вифлиемских младенцев.
Но все же, почему всемогущий Бог не искореняет зло в этом мире? Неужели не может? Или не хочет? Наивно было бы так думать. Конечно, Господь в силах в мгновение ока уничтожить все зло. Только для этого прежде Ему придется уничтожить всякую свободу в человеке. Главным итогом такого избавления от зла будет исчезновение самого человека. Он не сможет больше быть образом Бога, ведь лишенный свободной воли, человек станет биороботом, механически исполняющим команды. Уничтожение уже существующего зла не принесет окончательной победы. Чтобы новое зло больше не появлялось в этом мире, Господу придется наказывать людей. Наказывать не только за страшные проступки и злодеяния, а за каждый (!), даже самый мельчайший грех. Например, обидел человек кого-нибудь — раз, получил удар током (в качестве одного из способов наказания, чтобы больше никого не обижал); выругался матом — лишился языка; украл что-нибудь, даже неважно что — остался без рук и т. п. Или, например, хочет человек пойти налево, а Господь велит ему идти направо. Думаю, навряд ли хоть кто-то из людей захотел бы прожить такую «счастливую» жизнь.
Промышляя и продолжая заботиться о мире, Господь не отнимает свободы у человека. Не отнял Он ее и у Ирода, и у воинов, убивавших невинных младенцев. Так же, как и не отнял свободы у Иуды, предавшего Его самого. Бог терпеливо ждет нашего добровольного исправления. Ждет до самой смерти человека, хотя многие продолжают упорствовать в своем зле даже на смертном одре. А Бог ждет до последнего нашего вздоха.
Ради справедливости необходимо сказать, что наказания за свои злодеяния Ирод стал получать еще на этом свете. В конце жизни он заболел страшной болезнью. Его внутренности стали разъедать черви — как труп, лежащий в могиле. Он кричал и стонал от боли день и ночь. От невообразимого смрада никто не мог приблизиться к нему. Так закончилась земная жизнь одного из величайших злодеев в истории человечества. Также бесславно закончилась и заканчивается жизнь многих других злодеев и нераскаянных грешников, более или менее известных, чем царь Ирод.
Не знаю, смог ли мой ответ хоть частично рассеять Ваше недоумение, во всяком случае, я старался максимально просто и доходчиво выразить свою точку зрения. Завершить ответ мне хотелось бы примером из жизни одного священника, практически нашего с вами современника, известного богослова, испытавшего много страданий в своей жизни. У него был рак гортани, и во время операции ему удалили голосовые связки. Он не мог больше проповедовать и служить. Но, продолжал благодарить Бога за все, благодарить за свою болезнь, видя в этом высшую милость Божию к себе. Потом была война, и видел он, как умирали от голода и стужи малые дети, как младенцы ползали по трупам, окоченевшим трупам своих родителей, сами обреченные на смерть. И впоследствии он вспоминал: «Я благодарил Бога за свои страдания, но не понимал в сердце, как можно благодарить Его за страдание детей? И был глубоко подавлен этим, больше чем своей болезнью!»
«Но однажды, — продолжает этот священник, — как будто бы сам, переживая смерть, я почувствовал, что когда страдает каждый из этих детей, то Христос страдает вместе с ним, Христос стоит около него. Когда умирает невинный младенец, жертва человеческого зла, — то умирает он не брошенным, а на груди Самого Христа. Тогда я словно прозрел тайну страданий».
Проект Татианы Горячевой
(источник “Бердянск деловой”)