Интервью с Сергеем Шараем - "Человеком года" по версии "Бердянска Делового"

Бердянськ 24
20.01.2012 · 11:28 · переглядів - 3178

Человек года по версии читателей «Бердянска делового» Сергей Шарай: «И армия, и север внесли свои коррективы: армия оказалась непроста и радостна, как лозунг «Служу Советскому Союзу!», и жизнь на Крайнем Севере многому научила и многое объяснила»


Досье: Сергей Иванович Шарай родился в селе Николаевка Бердянского района, жил в селе Родионовка и Осипенко. В 9 лет лишился матери. Бесконечно благодарен отцу и приемной матери, сумевшим создать для детей крепкую семью, внушить настоящие ценности, вывести в люди. Окончил Бердянский машиностроительный техникум, два института — Бердянский педагогический и Харьковский зооветеринарный. Владелец первой в Бердянске частной сети ветеринарных аптек и зоомагазинов. Депутат Бердянского городского совета, руководитель фракции ВО «Батьківщина».

…Самые сильные впечатления и настоящие знания нам предоставляет только собственный опыт. Чужие раны не болят — так, к сожалению, думают многие люди. Понять, как необходима помощь ближним, сделать шаг навстречу дано не каждому, хотя о милосердии знают все. Прочувствовав однажды на себе, насколько неоценима помощь, пришедшая в нужный момент, наверное, невозможно вырасти равнодушным человеком. Поначалу в детстве все было вполне благополучно — ходил в школу, был отличником, хорошо рисовал. Трагедия заставила сразу повзрослеть: в 9 лет Сергей Иванович лишился матери. Воспоминания об этом заставляют его и сейчас по-другому смотреть на мир, бескорыстно помогать тем, кто действительно нуждается в поддержке.

— Я в детстве хорошо рисовал, после смерти мамы все это как будто пропало. Переехали в Бердянск — бабушка с тетей помогали отцу управляться с двумя детьми. Нашлась женщина, которая заменила нам мать — Галина Михайловна Шарай. Все её прекрасно знали, она работала заведующей столовой на улице Чубаря. Не стало моей второй мамы в 2003 году, но в городе ее помнят и уважают, она воспитала многих отличных поваров. У нас образовалась дружная семья, я могу сказать, что именно она вывела меня в люди. Я закончил восемь классов в школе №2, машиностроительный техникум, был физруком группы, получал повышенную стипендию. В институт не дотянул, пошел в армию — тогда не служить было очень зазорно, нынешней молодежи это сложно объяснить. Служил в Московском военном округе, химик-разведчик. Поначалу на всех работах, за которые брался, мне платили такие мизерные зарплаты, что так жить было совершенно неприемлемо. Понял, что надо учиться дальше. В 1987 году, учась заочно в институте, полетел на Крайний Север — от Магадана 500 километров. Там живет моя родная сестра. Этот кардинальный поступок повлиял на дальнейшее развитие событий — я сумел заработать там на первую свою машину, ВАЗ-2102, на которой отъездил почти четырнадцать лет.

— С севера Вы привезли не только машину, но и жизненный опыт, которого не могли бы получить в других условиях. Как повлияло это на вашу дальнейшую жизнь?

— После того, как я увидел жизнь на севере, мое мировоззрение перевернулось кардинально. Я общался там с людьми, которые прошли сталинские лагеря. И армия, и север внесли свои коррективы: армия оказалась не проста и радостна, как лозунг «Служу Советскому Союзу!», и жизнь на Крайнем Севере многому научила и многое объяснила. Приехав, застал здесь маленькие зарплаты, родители тянулись изо всех сил. Ведь жили мы весьма посредственно. Не смотря на то, что мать была заведующей столовой, отец заведовал ветаптекой, — казалось бы, нормальные, уважаемые профессии. Но ставили на ноги троих детей. Я помню, мы впервые купили телевизор, когда я учился в пятом классе. Спасибо маме, что на еду хватало. А на севере я познакомился с бывшими политзаключенными, жизнь которых вообще отличалась от советской, видной всем, действительности.

Я понял: если человек трудится, уважает окружающих — он всегда может найти общий язык с другими людьми. В подарок маме я привез соболью шапку, купил «бэушную» машину и начал искать, как можно применить новый полученный опыт, понял, что я — человек новой формации.

— Быть, как все, оказалось уже неинтересно?

— Тем более, началась Перестройка. Состоялся ХХVII съезд КПСС, на него возлагали огромные надежды, все хотели каких-то перемен. В то время я работал замглавврача по АХЧ в противотуберкулезном диспансере.

В 1989 году произошло знаменательное для всей страны событие — нам «открыли заграницу». Начались первые шоп-туры, и я, в числе первых, тоже ездил. Это продолжалось долго, рисковали, конечно — кто ездил, тот меня поймет, это было нелегкое занятие. Объездил всю Восточную Европу, был и в Монголии. Но нигде не было желания оставаться. В 1989 году поступил в пединститут по специальности «Учитель общетехнических дисциплин труда», но, наверное, к счастью, не работал по специальности — уже была своя семья, родился сын, надо было зарабатывать. Помню, как в начале 90-х не было денег на канистру бензина. И «челноковали», и огород сажали в Осипенко. Даже работал в селе Зразковое Куйбышевского района помощником комбайнера на комбайне «Дон». Сдали тогда 620 тонн зерна — заняли первое место! Этих моментов я не стыжусь, даже хорошо, что мне пришлось всего этого касаться. А потом стало заметно: ажиотаж с «челноками» начал стихать. Стало понятно, пора решать что-то с надежной базой здесь, дома.

— Снова смогли уловить веяние времени?

— Похоже, что так. В 1996 году я пошел работать в районную ветаптеку — в ней обслуживались 23 колхоза, — поступил одновременно в Харьковский зооветеринарный институт. Проработал с отцом четыре года, и понял — будущее за частным бизнесом. Тогда мы с женой открыли первую в городе частную аптеку на остановке «Фестивальной» — в квартире на первом этаже одну комнату перевел в нежилой фонд. В Харькове учился, где и как правильно подбирать ассортимент для современной ветеринарной аптеки. С 1999 года, можно сказать, стал шагать к успеху. Сейчас мы расширились — имеем торговые точки на Морозова, на Центральном рынке, в Приморске. Хорошо, что нашим благосостоянием мы теперь можем делиться не только с семьей. В городе столько нуждающихся, о которых большей частью вспоминают только перед выборами! Меж тем, жизнь не останавливается, события завтрашние мы готовим себе сегодня, каждый день.

— Сергей Иванович, большая часть граждан уповает на то, что неимущим помогут государственные дотации. Вы же оказываете поддержку нуждающимся из личных средств. По-вашему, как сделать, чтобы благотворительность перешла из категории идей в более реальную форму?

— А иначе и быть не может. Приятно видеть, как молодые, деятельные горожане — Константин Дадаев, Олег Шелест оказывают помощь тем, кому изначально она нужна. Я бы хотел, чтобы предприниматели и просто состоятельные люди могли взглянуть в глаза молодых матерей со взглядом старушек, детей из необеспеченных семей, детей-инвалидов. Их мир с этого момента не остался бы прежним. Помощь должна приходить в нужное время — особенно от тех, кто имеет возможность поделиться. Детям — не важно, своим ли, чужим — мы должны уделять больше внимания. Иногда для этого надо вспомнить себя и тех, кто помог тебе.




Останні новини Бердянська
вчора, 1 травень, середа 2024
30 квітень, вівторок 2024
29 квітень, понеділок 2024
27 квітень, субота 2024

Всі новини БЕРДЯНСЬКА

На початок